ГАУДЕНЦИЙ - Страница 2

В 405–406 гг. Гауденций был в числе легатов (с епископами Эмилием Беневентским, Китегием и римскими пресвитерами Валентином и Бонифацием), которые отправились в Константинополь для защиты Иоанна Златоуста, смещённого в 404 г. с Константинопольской кафедры. Посольству было поручено доставить восточному императору Аркадию (395–408 гг.) соборное постановление западных епископов с приложениями личных посланий Римского папы Иннокентия I (401–417 гг.), епископов Хромация Аквилейского и Венерия Медиоланского, а также обращение к императору Аркадию западного императора Гонория (395–423 гг.). В начале 406 г. легаты были задержаны в Афинах и доставлены во фракийскую крепость Афира, где их содержали в тяжёлых условиях, склоняя вступить в общение с преемником Иоанна Златоуста, архиепископом Аттиком (406–425 гг.). Посольство было вынуждено вернуться, не добившись результата. Известно несколько посланий Иоанна Златоуста, посвящённых этому посольству, и одно, направленное непосредственно Гауденцию, в котором святитель благодарит епископа Бриксии за твёрдость и усердие в деле его защиты. Дату смерти Гауденция исследователи относят примерно к 410 г., основываясь на различных свидетельствах, в частности епископа Рамперта, который сообщает, что между Гауденцием и епископом Оптацианом, чья подпись значится под Томосом папы Льва I Великого (440–461 гг.) в 451 г., на кафедре Бриксии сменились четыре епископа: Павел, св. Феофил, Сильвин и св. Гаудиоз. Гауденций был погребён в соборе Святых, который впоследствии стал именоваться во имя евангелиста Иоанна. В 1602 г. его мощи вместе с мощами св. Феофила и св. Сильвии были перенесены из капеллы в алтарь того же собора. Почитание Гауденция фиксируется довольно поздно: в календарях церкви Брешиа его имя появляется только в XIII в. Оттуда оно вошло в Римский Мартиролог кардинала Цезаря Барония (конец XVI в.). Почитание Гауденция распространилось в соседнем с Брешиа епископстве Бергамо. Его почитание в Южной Франции в Средние века вызывает сомнения, т.к. древние и средневековые храмы этого региона, носящие имя Гауденция (Сен-Годенс), могли быть посвящены другому святому. Гауденций составляют корпус из 21 проповеди, называемой им на греческий манер гомилией (беседой, лат. tractatus). Записать некоторые проповеди побудил Гауденция Беневол, бывший магистр меморий (секретарь) при императоре Валентиниане II, который из-за отказа составить законопроект в пользу ариан был вынужден уйти с государственной службы и поселиться в Бриксии. Не имевший возможности присутствовать на пасхальных торжествах из-за болезни, Беневол попросил Гауденция прислать ему записи проповедей, произнесённых им в Пасхальную неделю. Гауденций исполнил просьбу, восстановив проповеди по памяти (они составили первые десять наиболее значительных гомилий сборника). Беневолу адресовано также предисловие ко всему корпусу бесед. Только первые 15 гомилий сборника сам Гауденций признавал авторскими. Остальные проповеди, записанные нотариями (стенографами) и относящиеся к разному времени, он отказывался считать своими, опасаясь, что в них по небрежности нотариев могли вкрасться ложные и еретические мысли.

 



 
PR-CY.ru