ГАУДЕНЦИЙ - Страница 3

Из первых 15 бесед более ранней по времени создания считается группа бесед 11–15, т.к. в 13-й беседе (на Рождество Христово) Гауденций упоминает о современном ему нашествии варваров, которым, вероятно, явилось вторжение готов в Северную Италию в 400–402 гг. Беседы 1–10 датируются около 404 г. Первые 19 бесед имеются во всех дошедших до настоящего времени рукописях, две последние содержатся не во всех сборниках, что вызывало сомнения в их подлинности. Беседы 1–10 представляют собой пасхальные проповеди и носят по преимуществу экзегетический характер, но в них встречаются также нравоучительные и догматические рассуждения. Догматические рассуждения направлены в основном против ариан, маркионитов (о том, что заповеди Ветхого Завета отнюдь не жестоки) и манихеев (в защиту брака). Беседы 11–14 на различные евангельские сюжеты были записаны Беневолом и впоследствии лично отредактированы Гауденцием, который присоединил к ним 15-ю гомилию о мучениках Маккавеях, вероятно, записанную стенографами. Беседа 11 посвящена истории о расслабленном (Ин. 5); 12-я – на слова «Ныне суд миру сему» (Ин. 12:31); 13-я – на Рождество Христово, имеет подзаголовок «Против алчности Иуды» (значительное место в ней занимает увещание богатым, ждущим милости от Бога, самим быть милостивыми к бедным); 14-я беседа посвящена обетованию Спасителя апостолам послать им Духа Утешителя (Ин. 14:15–17). Из всего корпуса бесед самой ранней является 16-я беседа, произнесённая Гауденцием в день рукоположения. В 17-й гомилии (400–402 гг.) рассказывается о мощах святых, помещённых в соборе Святых; в последней её части Гауденций перерабатывает, порой близко к тексту, гомилию Василия Великого на день памяти сорока Севастийских мучеников. Проповеди 18 и 19 написаны в форме посланий. Первая из них представляет собой толкование на притчу о бесчестном управителе (Лк. 16:1–13). Вторая, написанная по просьбе диакона Павла, будущего преемника Гауденция на епископской кафедре, – толкование на слова Спасителя: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28) – имеет полемический характер. Комментируя эти слова Спасителя, Гауденций указывает, что Христос имел как Божественную, так и человеческую природу, и те свидетельства, которые он делает о Себе, носят двойственный характер, в зависимости от того, применяются ли они к Его Божеству или человечеству. Двадцатая гомилия («Беседа на день памяти апостолов Петра и Павла»), вероятно, была произнесена в Медиолане и может быть датирована до 397 г.; двадцать первая («Беседа о жизни и смерти блаженного Филастрия») является похвальным словом усопшему епископу, произнесённым в 14-ю годовщину его кончины. На основании неясного указания епископа Рамперта Гауденцию иногда приписывают стихотворное сочинение «В похвалу св. Филастрия», написанное сапфическим стихом, с акростихом: «Filastrius Brixiensis Praesul» (Филастрий, предстоятель Бриксийский). Вероятно, сочинение создано на основе беседы Гауденция о св. Филастрии. В толковании Священного Писания Гауденций уделяет много внимания духовному пониманию (intelligentia spiritualis) текста, которое у него равно понятию аллегории. Под категорию «intelligentia spiritualis» у него подпадает метод типологического толкования ветхозаветных образов, «символическое», «сакраментальное» толкования. Типологию Гауденций активно использует в 1–7-й и 10-й беседах, посвящённых объяснению 12-й главы книги Исход, где Бог через Моисея даёт предписания празднования Пасхи.

 



 
PR-CY.ru