ГРИГОРИЙ IV Хаддад

ГРИГОРИЙ IV Хаддад – Антиохийский патриарх с 5 июля 1906 г. по 1928 г. Происходил из бедной семьи (мирское  имя Гантос), учился в сельской школе, открытой Американской протестантской миссией. С благословения митрополита Бейрута и Горного Ливана Гуфраеля (Гавриила) в 1872 г. был зачислен в православную школу в Бейруте. 19 декабря 1877 г. был пострижен в монашество в монастыре Нурия. 29 августа 1879 г. стал иереем и принял имя Григорий. В декабре 1885 г. Григорий Хаддад стал личным секретарём митрополита Гуфраеля и возглавил «Общество святого Павла», которое оказывало помощь православным церквам и школам в Горном Ливане. С 1883 г. был редактором и издателем православной газеты «Аль-Хадийя». Финансовые затруднения серьёзно осложняли его просветительскую деятельность. Поэтому, когда в середине 1890 гг. Императорское Православное Палестинское общество распространило свою деятельность на Антиохийский патриархат, Григорий Хаддад одним из первых начал сотрудничать с обществом и содействовал созданию в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией. В последние годы XIX в. достигло пика противостояние греческих архиереев с арабским клиром и паствой Антиохийской церкви. После длительного периода греческого преобладания арабам при поддержке российской дипломатии в 1899 г. удалось добиться избрания на патриарший престол арабского митрополита Мелетия II (Думани). Однако в 1906 г. Мелетий II скончался (был отравлен морфием кем-то из приближённых), и при выборах его преемника арабо-греческий конфликт вспыхнул с новой силой. Несмотря на противодействие Константинопольского и Александрийского патриархов, настаивавших на включении в списки кандидатов от греческих иерархов, Антиохийский синод 5 июня 1906 г. единогласно избрал патриархом Григория Хаддада, затем это решение было утверждено султаном. Остальные восточные патриархи, греки по происхождению, отказывались признавать Григория IV Хаддада, как и его предшественника Мелетия II. Примирение между патриархами состоялось только летом 1909 г., уже после младотурецкой революции, серьёзно пошатнувшей позиции фанариотского духовенства на Ближнем Востоке. Одновременно Антиохийский патриарх примирился с прихожанами Киликийской епархии, где греки составляли большинство и долгое время отказывались принимать митрополита-араба. В изменение ситуации в Антиохийском патриархате свою лепту внесла и Россия. Российские политики, в частности князь Василий Николаевич Хитрово (1834–1903 гг.), рассматривали возведение на Антиохийский престол патриарха-араба как успех в деятельности Православного Палестинского общества. Григорий IV Хаддад широко пользовался финансовой и дипломатической поддержкой России и был избран почётным членом Палестинского общества, однако в контактах с русскими он выступал как самостоятельный политик и сумел не поставить Антиохийский патриархат в зависимость от политических интересов Российской империи. В своей архипастырской деятельности он руководствовался популярной тогда в арабских провинциях идеей «возрождения» (ан-Нахда) христианского духовности среди арабов и улучшения церковного управления.

 



 
PR-CY.ru