ГРИГОРИЙ IV Хаддад - Страница 3

Осенью 1918 г. сиро-ливанское побережье было занято английскими войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 г. Сирия и Ливан перешли под управление Франции. Православная община Сирии связывала надежды на создание на всей территории Антиохийского патриархата независимого арабского государства во главе с королём Фейсалом из династии Хашимитов. Григорий IV Хаддад первым из христианских лидеров признал коронацию Фейсала (март 1920 г.), принял участие в церемонии его коронации и активно поддерживал идеи арабского национализма. Однако европейские державы не пожелали мириться с тем, что в Дамаске складывался очаг арабского национально-освободительного движения, и летом 1920 г. французские войска свергли режим Фейсала. Вся территория Сирии была разделена на несколько квазигосударств, находившихся под мандатным управлением Франции. Патриарх Григорий IV Хаддад, известный своими националистическими настроениями, в 1921–1922 гг. содержался французскими властями под домашним арестом. После вывода французских войск из Киликии (1921 г.) турки депортировали со своей территории всё православное население. Прекратили существование Эрзурумская, Диярбакырская и Тарсо-Аданская епархии Антиохийского патриархата. В Сирии положение православных складывалось непросто. Французские власти подчёркнуто покровительствовали католикам и подталкивали православное население Ливана к выходу из состава Антиохийского патриархата и к созданию автокефальной церкви. На французскую политику на Ближнем Востоке влияла идея католического реванша за неудачу Крестовых походов. Мандатные власти в сентябре 1920 г. выделили из состава Сирии так называемый Большой Ливан (прежний автономный Горный Ливан с прилегающими участками побережья и плодородными долинами), где большинство населения составляли христиане, среди которых преобладали лояльные к Франции марониты. Ливанские мусульмане, а также часть христиан-некатоликов долгое время выступали против гегемонии маронитов и отторжения ливанских земель от остального арабского мира. Стремясь сгладить сложившиеся противоречия, мандатная администрация выдвинула на пост первого президента Ливана православного Шарля Даббаса (1926–1932 гг.). Некоторые иерархи Антиохийской церкви поддерживали арабское национальное движение. Ряд епископов участвовали в конгрессах арабских националистов 1910–1930 гг. В то же время часть ливанской православной общины предпочитала проектам панарабской державы с подавляющим мусульманским большинством идею независимого ливанского государства, где преобладало христианское население. Патриарху Григорию IV Хаддаду благодаря авторитету и политическому такту удавалось удерживать внутрицерковные противоречия под контролем, однако после его кончины (12 декабря 1928 г.) часть православных Ливана выступили за создание автокефальной Ливанской церкви, утверждая, что церковная независимость есть логическое следствие политической самостоятельности. Антиохийская церковь вступила в полосу серьёзных смут. Эти стремления были поддержаны французскими властями, но натолкнулись на стойкое неприятие сирийцев. В результате напряжённых переговоров в Бейруте и Захле (1929 г.) стороны смогли прийти к соглашению, что патриарший престол останется в Дамаске.



 
PR-CY.ru