ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ - Страница 2

Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчёркивают сочленения архитектурных поверхностей. Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны исследователям по росписям катакомб и считаются традиционными для погребального сооружения. Посвящение основного храма Святому Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы святого Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь, такой же крест несёт священномученик Лаврентий. Мозаический ансамбль мавзолея Галлы Плацидии стилистически выделяется среди других памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции. Исследователям отмечают, что их отличает ясность композиционного замысла, изысканность колорита, типизированно-иерархические, но не застывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера другого мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты. Уникальность мозаик мавзолея Галлы Плацидии исследователи определяют и техникой кладки, позволившей добиться впечатления импрессионистичности живописи, передающей игру света и воздушность пространства. Мастера использовали смальту разного модуля и неправильной формы, укладывая её под разным углом с небольшими зазорами между модулем набора, что позволило расширить палитру оттенков цвета за счёт оптических эффектов преломления света. Исследователи подчёркивают, что скудное освещение интерьера сквозь небольшие окна, забранные пластинами полупрозрачного золотисто-коричневого агата, придаёт мозаикам качество мерцающего драгоценного материала, усиливающего контраст между суровым обликом мавзолея и великолепием мозаичного убранства интерьера, символизирующего Горний мир. У торцовых стен западного, северного и южного рукавов размещены три саркофага. Напротив входа – саркофаг Галлы Плацидии, незавершённость отделки которого исследователи объясняют его вероятным языческим происхождением. На передней и задней стенках находятся два поля, подготовленные для надписи, но оставленные пустыми, а также глубокие отверстия, которые могли служить для крепления мраморной отделки и драгоценных украшений. Останки погребённой и деревянное убранство внутри саркофага сгорели в XVI в., когда, по одной из версий, неизвестный пробил отверстие в нижней части задней стенки саркофага, желая осмотреть его содержимое с помощью свечи. Саркофаг, расположенный в северном рукаве, считается погребением императора Констанция III, супруга Галлы Плацидии. На передней стенке высечен рельеф с изображением двух агнцев, смотрящих вверх, где на горе, с которой сбегают четыре источника, стоит Агнец Божий. Композицию фланкируют изображения финиковых пальм. Саркофаг в южном рукаве связывают с именем императора Валентиниана III, сына Галлы Плацидии и Констанция, или Гонория, брата императрицы. Передняя стенка, согласно античной традиции, разделена на три ниши рельефными пилястрами. В средней нише представлена гора с четырьмя источниками и крест на ней. Под крестом, на поперечной перекладине которого сидят два голубя, изображён Агнец Божий. В боковых нишах высечены кресты.



 
PR-CY.ru