ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ

ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ – памятник раннехристианского искусства в Равенне (Италия), возведён в правление Галлы Плацидии, между 425 и 430 гг., на территории императорской резиденции. Исследователи считают маловероятным, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально было капеллой церкви Санта-Кроче и было посвящено святому Лаврентию; в 1602 г. при прокладке ул. Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением. Мавзолей, сложенный из широкого римского кирпича, относится к распространённому в IV–V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного латинского креста (12,75х10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым четырёхскатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и двускатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна. Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения исследователи считают преобладание голубых и синих тонов. На центральном своде на тёмно-синем фоне среди звёзд помещён золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах – символы четырёх евангелистов, окружённые тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создаётся благодаря своеобразной перспективе в изображении звёзд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде. В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними – пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Пётр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображён безбородым юношей с нимбом, облачён в золотую тунику с двумя синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг – изображения пасущихся овец. Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. В противоположном люнете представлен архидиакон священномученик Лаврентий, восходящий на раскалённую решётку – орудие его мучения; слева – шкафчик, на полках которого четыре Евангелия. Эту деталь композиции исследователи интерпретируют как принятие святым Лаврентием учения Христа и подражание Его мученичеству. Своды четырёх рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод западного рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звёзд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в римской традиции оформления светских и культовых сооружений.

 



 
PR-CY.ru