ГАРУДА - Страница 3

В индуизме считается, что Гаруда олицетворяет три священные веды. В «Махабхарате» Гаруда олицетворяет силу, скорость и военное искусство. Воины сравниваются с Гарудой, а их поверженные враги со змеями-нагами. В ряде случаев Хануман считается одним из аватаров Гаруды. В тамильском вайшнавизме Гаруда и Хануман известны как Перья Тирувади и Ширья Тирувади соответственно. Свидетельством раннего поклонения Гаруде является так называемая «колонна Гелиодора» в «Мадхья-Прадеш». Колонна датируется 113 г. до н.э., была воздвигнута греческим послом Гелиодором в честь Васудевы. Посол принял вайшнавизм и в качестве подношения Вишну установил колонну перед входом в храм Васудевы, которую венчала статуя Гаруды. В период государства Гуптов в 320–600 гг. культ Гаруды уже имел широкое распространение на севере Индии. На различных типах золотых и серебряных монет монетным двором штамповались вайшнавские изображения Гаруды и Сударшаны. В Юго-Восточной Индии культ Гаруды получил распространение в X–XII вв. в эпоху Матарама (раннего) и Кедири. Образ отражён в скульптуре и храмовых рельефах того времени (Чанди Белахан). Популярный сюжет в современной деревянной пластике балийцев и в стилизованном виде – в раскраске яванского батика. Современный культ Гаруды распространён в Южной Индии. В некоторых местах ему ежедневно поклоняются для устранения препятствий. Гаруде также молятся для излечения от отравления ядами. Гаруда выбирается многими вайшнавскими семьями в качестве опекуна или семейного божества. Гаруде не поклоняются как самостоятельному божеству, ему поклоняются в ритуалах Вишну. В Вишну-дхармоттара-пурана есть упоминание о храме в честь Гаруды. Согласно наставлениям мурти Гаруды должно размещаться в центре храма, а его частные проявления в образах Кашьяпы и Винаты должны находиться в пределах храма. Альтернативно в святилище может находиться Вишну в форме Васудевы, а по сторонам света находиться Рудра и Питамаха или Чандра и Арка или Варуна и Анила или Лакшми и Каларатри или Анала и Анила или Тарксья и Ананта или Гаруда и Аруна. В Палийском каноне гарудам (супаннам) посвящено несколько сутт (Супанна Саньютта). В буддизме, прежде всего, на Тибете образ Гаруды слился с бонской птицей или золотым рогатым орлом, который считается царём птиц и птицей огня в религии бон. В буддистской иконографии Гаруда изображается с торсом, руками и кистями человека. Ниже поясницы его бёдра с оперением переходят в ноги с острыми когтями. Спина Гаруды покрыта перьями, длинные перья хвоста спускаются до ступней. Клюв подобен клюву орла или сокола и, так же как и когти, имеет природу ваджры, сравнимую с метеоритным железом. Его крылья и глаза, как правило, золотые, тёмно-жёлтые волосы на его голове торчат вверх, брови сияют, как языки пламени.

 



 
PR-CY.ru