ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - Страница 2

В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Господа Вседержителя помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180–1190 гг.) и в Чефалу (1148 г.) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах которого на латыни и греческом языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Господа Вседержителя, а по сторонам лика идёт надпись: «IС XС Пантократор». Исследователи отмечают, что образ Господа Вседержителя может сочетаться с другими образами Христа. Так, в росписи свода церкви святого Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Господа Вседержителя представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми. Особое распространение образ Господа Вседержителя получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи «Пантократор» (иконы: 1363 г., Государственный Эрмитаж; XIV в., монастырь Пантократор на Афоне; конец XV в., 1607 г., начало XVII в., XVIII в.), на иконах Господа Вседержителя исследователи встречают эпитеты «Милующий», «Душеспаситель» (первая половина XIV в., Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Господа Вседержителя представлена в мозаиках монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.), в том числе с эпитетом «Селение живых». «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) предписывает изображать Господа Вседержителя в куполе с надписью из текстов или «Второзакония» (Втор. 32:39), или «Книги пророка Исаии» (Ис. 45:12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе других «нарицательных имён, кои пишутся на иконах Иисуса Христа». Как и в византийских памятниках, изображения в куполе Господа Вседержителя в русском искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: например, в церкви Спаса на Ильине ул. в Новгороде (1378 г.), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс. 101:20–21), в церкви Успения на Волотовом поле (1380 гг., разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис. 6:3). Исследователи отмечают, что поясные иконы Господа Вседержителя обычно являются средником Деисусного чина (например, Высоцкий чин, 1380–1390 гг., Третьяковская галерея; Звенигородский чин, около 1400 г., Третьяковская галерея). С XV в. на русских иконах Господа Вседержителя на страницах раскрытого Евангелия исследователи встречают текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV в., Третьяковская галерея). С XVI в. на русских иконах исследователи встречают надпись: «Вседержитель» (например, икона первой половины XVI в., Третьяковская галерея, музей Павла Дмитриевича Корина).



 
PR-CY.ru