ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ – одно из именований Бога в Священном Писании (см. ст. Господь Саваоф), встречающееся в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. 3:1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак. 6:2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67:21) – и в Новом Завете: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:18). В «Откровении» Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4:8) – указывают на Христа Второго пришествия. Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно исследователям по памятникам византийского, балканского, древнерусского искусства. Наиболее распространённый вариант иконографии – это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Исследователям встречаются и другие изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (например, фреска в церкви святых Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356 г., Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603 г.). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262–1263 гг., Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., монастырь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращён вовне или к себе) и перстосложения. Исследователи отмечают, что формирование поясного типа образа Господа Вседержителя приходится на VI в. (например, икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (например, монета Юстина II, 565–578 гг., надпись: «Rex regnatium»). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа исследователям известно из «Слова» Константинопольского патриарха Фотия (858–867; 877–886 гг.), сказанного им на освящении константинопольской церкви монастыря Богородицы Одигон или дворцовой церкви Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает её украшение и устройство». Господь Вседержитель, Царь Небесный, окружённый свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Святой Софии в Киеве (1037–1045 гг.); в куполе церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Дафни (около 1100 г.) – без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143–1146 гг.) медальон с Господом Вседержителем окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идёт греческий текст: «Небо – престол Мой, земля – подножие ног Моих, – так говорит Господь Вседержитель».

 



 
PR-CY.ru