ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ

ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ (около 1187 – 1259 гг.) – предполагаемый автор древнейшей «Хроники Ливонии» («Chronicon Livoniae») – важнейшего источника по истории христианизации прибалтийских земель, завоевания крестоносцами земель современой Латвии и Эстонии (с середины 1180 гг. до 1227 г.) и основания первых католических епископств в Восточной Прибалтике и Ордена меченосцев. «Хроника Ливонии», написанная на латинском языке, анонимна, но большинство исследователей считают автором упомянутого в ней священника Генриха Латвийского. В связи с тем, что в «Хронике» он назван «de Lettis» («из леттов», что исследователи трактуют и как «живущий среди леттов»), существуют два мнения по поводу его происхождения. Первое, что он был немцем, прибывшим из Германии вместе с крестоносцами в начале XIII в. Второе, что он был сыном латгальского нобиля, отправленного в детстве в Германию, возможно, вместе с другими взятыми в заложники сыновьями местной знати, так что уже в отрочестве будущий хронист мог освоить леттские (латышские) и ливско-эстские наречия. Генрих Латвийский воспитывался в Германии, предположительно в августинском монастыре Зегеберг в Гольштейне, откуда происходил и первый Ливонский епископ Мейнард. Получив духовное образование, Генрих Латвийский вместе с настоятелем Зегебергского монастыря Ротмаром, братом Рижского епископа Альберта I, прибыл в Ливонию (1200 или 1205 г.), где между 1207 г. (когда область была крещена) и 1213 г. был рукоположён во пресвитера и стал настоятелем прихода на реке Имера, в области северных латгалов. Во время многочисленных военных походов сопровождал епископа, а благодаря знанию местных языков Генрих Латвийский в 1225–1226 гг. был помощником и переводчиком папского посланника в Ливонии легата епископа Вильгельма Моденского. Исследователи предполагают, что первый вариант «Хроники» был создан в 1225 г. по заказу епископа Альберта к приезду в Ливонию Вильгельма Моденского как своеобразный отчёт о крещении региона. В окончательном варианте «Хроника» охватывает события 1184–1227 гг. Написанная с позиций сторонника политики епископа Риги, она освещает сложные, порой конфликтные отношения епископа с Орденом меченосцев и датчанами, закрепившимися с 1219 г. в Эстляндии. При её создании хронист использовал документы из канцелярии Рижского епископа, собственные наблюдения, рассказы других участников событий. Деятельность епископа Альберта изображается в более выгодном, чем других участников завоевания, свете, например, братьев Ордена меченосцев и датчан, чьё стремление к преобладанию в регионе, по мнению автора «Хроники», лишь вредило утверждению христианства. Одна из основных сюжетных линий повествования – отношения между католиками («латинянами») и православными («русскими христианами»). Замысел хрониста состоял, как полагают исследователи, в том, чтобы показать моральное превосходство католической церкви как носительницы общехристианской идеи. Согласно «Хронике», проповедь христианства у язычников-ливов начал в 1184 г. Мейнард, рукоположённый в 1186 г. во епископа и действовавший при согласии полоцкого князя, верховная власть которого в низовьях Западной Двины признавалась в католическом мире. В землях новообращённых ливов, данников Полоцка, были построены каменные крепости для защиты от нападений язычников-литовцев. Но православные русские князья, заключившие, как сообщает хронист, союз с язычниками-эстами и литовцами, отвергли планы совместных действий по распространению христианства в регионе.

 



 
PR-CY.ru