ГИЙОМ Бретонский - Страница 3

Принадлежащие перу Гийома прозаические латинские «Деяния Филиппа Августа, короля франков» (лат. «Gesta Philippi Augusti, Francorum Regis») в своём окончательном виде являются продолжением одноимённого труда Ригора из Сен-Дени, описавшего жизнь Филиппа II с 1179 по 1206 гг. Хроника самого Гийома охватывает 1207–1220 гг. и имеет продолжение за 1221–1223 гг., сделанное, как полагают исследователи, другим автором. В предисловии к «Деяниям» Гийом объясняет читателям, что поскольку сочинение Ригора доведёно только до 1206 г. и мало кому известно, он решил кратко пересказать его и дополнить более поздними событиями. Адресованный не узкому кругу образованных клириков, а широким придворным кругам и духовной и светской знати, труд Гийома отражает не столько авторскую, сколько официальную точку зрения. Восхваляя военные победы Филиппа, его заслуги в укреплении государства и защите церкви, биограф всячески подчёркивает единство короля и народа, тщательно затушёвывая, а порой и опуская поражения, промахи, а порой и вовсе неблаговидные дела своего венценосного покровителя. В соответствии с провиденциалистскими представлениями своей эпохи, Гийом считает проявлением Божественной воли не только поступки Филиппа и других известных современников, но и рядовых клириков и мирян. Так, восхищаясь красотой восстановленного Шартрского собора, он отмечает, что огонь, уничтоживший в 1194 г. его старое здание, спас души всех, пожертвовавших на сооружение нового, который с восхищением называет «шедевром, равного которому нет в целом мире». Не столь подробные, как стихотворная «Филиппида», в историко-бытовых деталях, и однозначно уступающие ей в литературном стиле, «Деяния» содержат, однако, ценные, по мнению исследователей, подробности военного характера, касающиеся не только сражений англо-французской войны 1202–1214 гг. или альбигойского Крестового похода, но и, к примеру, деятельности известного норманнского пирата Эсташа Монаха (ум. в 1217). Подобно своему предшественнику Ригору, Гийом уделяет немалое внимание различным легендам и чудесам, описывая, в частности, различные случаи экзорцизма. Невзирая на то, что оба историко-биографических труда Гийома не отличаются объективностью, их ценность исследователи определяют тем, что автор лично участвовал во многих описываемых событиях, также активно пользовался, подобно Ригору, архивами королевской канцелярии и аббатства Сен-Дени. В середине XIII в. «Деяния» были включены в свод «Больших французских хроник» монахом из Сен-Дени Приматом, а поэма в 1274 г. была там же переведена французской прозой.

 



 
PR-CY.ru