ГИЙОМ Бретонский - Страница 2

Исследователи полагают, что по желанию самого короля Гийом фактически «переписывает» в «Филиппиде» историю его правления, оставляя в тени многие неблаговидные факты, бросающие тень на выводимый им образ богобоязненного и добродетельного монарха, который, по его словам, «не позволял никому жить вопреки законам церковным, никому, кто бы осмеливался чем-либо оскорблять католическую религию, никому, кто бы пытался отрицать таинства». В частности, опускаются обстоятельства заключения Филиппом в тюрьму своей второй супруги Ингеборги Датской, о которой осторожный биограф лишь сообщает, что король «отдалил» её от себя, выделив «достаточно» средств на все нужды, в то время как в реальности та содержалась в течение двадцати лет в темнице замка Этамп в самых суровых условиях. Помимо военных и политических аспектов, поэма является важным источником по истории общественного менталитета, придворных нравов, дипломатического этикета, а также северофранцузских и фламандских городов. Прославляя Французское королевство и его благородных правителей, она представляет собой заметный вклад в становление идеологии национальной французской монархии. Написанная изящным стилем, она, бесспорно, является также ценным памятником средневековой латинской поэзии. Одним из первых среди французских хронистов Гийом обращает внимание на роль третьего сословия в защите государства, описывая в «Филиппиде» героизм городского ополчения Манта в войне с англичанами (1188 г.), не забывая упомянуть и об участии ополченцев в исторической битве при Бувине (1214 г.), которую представляет как национальный триумф и великую победу народа франков. Красочно выводя в своей поэме «образ врага», Гийом изображает в ней противников Франции и короля как беспринципных безбожников, вкладывая, в частности, в уста императора Оттона Брауншвейгского антиклерикальную речь, якобы произнесённую перед своими рыцарями накануне сражения: «Следует предать смерти и изгнать и клириков, и монахов, обласканных Филиппом, восславляемых им, коих он всеми силами защищает… Сколь много более будет пользы и проку от церкви, когда так я восстановлю справедливость. Пусть лучше добрые рыцари владеют хорошо возделанными полями, плодородными землями, щедро дарующими радость и богатство, чем эти ленивые и бесполезные выродки, явившиеся на свет только для того, чтобы пожирать хлеб, бездельничать и прохлаждаться».

 



 
PR-CY.ru