ГРИГОР НАРЕКАЦИ - Страница 3

Лик Григора Нарекаци на всех миниатюрах «комниновского» типа наделён ярко выраженной индивидуальной характеристикой, с присущими национальными чертами: большими чёрными глазами под длинными, дугообразно выписанными бровями, чуть удлинённым орлиным носом, усами над маленьким ртом, небольшой бородой, обрамляющей лицо. Одежда – хламида, скреплённая на груди фибулой, и хитон – везде разного цвета, всегда контрастного. Каждый портрет передаёт настроение, продиктованное особенностями иконографии. Так, изображение в молении коленопреклонённого Григора Нарекаци является наиболее экспрессивным из всех перечисленных. Сохранилось несколько портретов в ряде поздних рукописей: Григор Нарекаци в монашеском одеянии Армянской Апостольской церкви вместе с заказчиком рукописи под арками (библиотека Армянского патриархата в монастыре апостола Иакова, в Иерусалиме, 1691–1692 гг.); Григор Нарекаци в коленопреклонённом молении перед Пресвятой Богородицей (библиотека Конгрегации мхитаристов в Венеции, 1601, 1649, 1692,1762 гг.). В историю армянской средневековой профессиональной музыки Григор Нарекаци вошёл как мелод-новатор, основоположник ряда музыкально-поэтических жанров – гандза, тага, мегеди, ордорака (см. в ст. Армянский обряд). Музыкальное творчество Григора Нарекаци, знаменуя собой расцвет армянской духовной монодии, связано с предыдущим (V–IX вв.) и последующим (XI–XV вв.) периодами её развития. Таги, принадлежащие Григору Нарекаци, определяют такие черты, как свободно-мелодическое мышление, преодоление канонических требований армянского осмогласия, мелизматический склад песнопений. В них исследователи видят влияние народной импровизационной инструментальной музыки, древних эпических песнопений, музыкального фольклора. С именем Григора Нарекаци связано формирование нового певческого сборника праздничных песнопений – Гандзарана, выстроенного по принципу контраста. Музыкально-поэтический компонент сборника составляют произведения нарративно-речитативного (гандз, ордорак), лирико-созерцательного, торжественно-гимнического (таг, мегеди) характера. Из 36 произведений этих жанров, созданных Григором Нарекаци (многие имеют именной акростих; тексты с невмами изданы А. Кешкерян по древним рукописям), в устной традиции сохранились мелодии шести, которые были записаны во второй половине XIX в.: «Очи – море» (во имя Пресвятой Богородицы), «Птица», «Шла телега с горы Масис», «Птице, птице», «Глас грозный» (все на Воскресение Христово) и «Драгоценная роза» (на Преображение Господне). Исследователи отмечают, что яркие образы природы, описание человеческой красоты Богородицы, элементы звукоподражания пению птиц в мелизматике тагов приближают музыкально-поэтическое творчество Григора Нарекаци к ренессансному мироощущению. Ещё в Средневековье мелодии тагов Григора Нарекаци приобрели значение образцов высокого мастерства. Некоторые указания и обозначения для голоса на полях средневековых списков «Книги скорбных песнопений» свидетельствуют, что отдельные её фрагменты также пелись.



 
PR-CY.ru