ГРИГОР НАРЕКАЦИ - Страница 2

Григора Нарекаци принято считать родоначальником армянского Возрождения, в своём творчестве отчасти предвосхитившим европейское Возрождение. Так, он развивает идеи «личного» начала, созидания, всемогущества слова, богодухновенности, богопочитания и «внутреннего обряда». В «Книге скорбных песнопений» Григор Нарекаци придавал большое значение личному духовному опыту: перед тем, «что своими глазами зрел, более в ответе, чем пред всем Евангелием». Человек «соприроден Богу своим творческим даром», он участвует в божественном созидании, в духовно-мыслительном движении разумного космоса. Григор Нарекаци выступает как создатель новых поэтических жанров: сборник духовных песнопений, написанный им, был призван преобразовать и форму, и содержание церковных обрядов. По сохранившимся сведениям, за реформаторские идеи Григор Нарекаци (как и его отец Хосров Андзеваци и учитель Анания Нарекаци) обвинялся некоторыми в ереси. Его творчество оказало большое влияние на армянскую средневековую культуру, в особенности на школы поэтического искусства в Ани (X–XI вв.) и Киликии (XII–XIII вв.). В XII в. Армянская Апостольская церковь причислила Григора Нарекаци к лику святых. Изучение творчества Григора Нарекаци сложилось в особую область арменоведения – нарекациведение. Произведения Григора Нарекаци изданы в оригинале на древнеармянском языке (грабаре) и в переводах, в частности, «Книга скорбных песнопений» переведена на армянский, русский, английский, французский, немецкий и другие языки. Впервые образ Григора Нарекаци исследователи встречают в роскошно декорированной рукописи «Книги скорбных песнопений», созданной в 1173 г. в Скевре (?), в Киликии, писцом и, как полагают исследователи, художником Григором Мличеци для архиепископа Нерсеса Ламбронаци. Рукопись содержит четыре портрета Григора Нарекаци: «Григор-философ», «Григор-стражник», «Григор-отшельник», Григора Нарекаци, коленопреклонённый перед Христом (название портрета не читается). Названия портретов связаны с текстом главы 72 поэмы. На каждой из миниатюр Григор Нарекаци изображён с нимбом, на золотом фоне с узкой полоской позёма. Все портреты расположены на разворотах рядом с титульными листами глав, подобно образам евангелистов в иллюминированных Евангелиях. «Григор-философ» представлен так же, как изображались пишущие евангелисты, «Григор-стражник» (эпитет выражает древнегреческое значение имени Григор) изображён в молитвенном предстоянии к Христу, в рост, с крестом в правой и книгой в левой руке – образ, повторяющий портрет царевича Иоасафа из византийской Псалтири 1054 г. (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru