ГАЛЛ АНОНИМ - Страница 3

Описывая события ранней, полулегендарной истории (о начале династии Пястов), Галл Аноним использовал устную традицию, но ему были известны Житие св. Адальберта Бруно Кверфуртского и произведения древнеримских классиков Цицерона, Цезаря и Саллюстия, отцов церкви Августина Блаженного и Григория I Великого, а при описании двора польского князя Болеслава I Храброго он берёт за образец «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда. Работая над хроникой, Галл Аноним следовал литературным образцам распространённых в начале XI в. в Западной Европе «Деяний» («Gesta») и польских погодных записей, анналов (рочников). Хроника написана рифмованной прозой, иногда в повествование включаются поэтические строфы. Литературная ценность памятнику придаёт живой, образный стиль и увлекательные сюжеты. Однако, несмотря на то что, по сути, это, прежде всего, история польских князей и королей, в ней совершенно отсутствуют даты. Высказанное в советской историографии мнение, что Галл Аноним выступал с критикой польской церковной иерархии, исследователи считают преувеличенным. Первая книга хроники обращена к польским епископам, а вторая – к епископу Павлу. Приведённый в хронике рассказ о заговоре, организованном против Болеслава II Смелого его родным братом Владиславом Германом и Краковским епископом Станиславом, и о расправе с заговорщиками и казни епископа исследователи не могут однозначно трактовать как антиклерикальный. Галл Аноним, хотя и называет епископа изменником, тем не менее, порицает короля, «который отомстил столь постыдно», и осуждает казнь епископа. Оригинал хроники не сохранился. В настоящее время исследователям известны три рукописных списка хроники: рукопись Замойских (Z), рукопись Сендзивоя (S) и рукопись Гейльбергская (Н). Рукопись Замойских (на пергамене) хранится в Национальной библиотеке в Варшаве. Исследователи полагают, что список был сделан в XIV–XV вв. (между 1340 и 1448 гг.). Исследователь К. Малечиньский считает, что она находилась в XV в. в семье Ласких, а потом перешла в собственность гнезненского каноника Сендзивоя, сделавшего с неё список. Рукопись Сендзивоя (на бумаге), датируемая второй половиной XV в., в настоящее время хранится в Библиотеке Чарторыйских (Краков). Рукопись Гейльбергская (на бумаге), также написанная в XV в., находилась в библиотеке епископов Гейльбергских, от которых перешла к епископу Варминскому Мартину Кромеру. В XVIII в. этот список был передан королю Станиславу Понятовскому, в 1893 г. обнаружен в коллекции Любомирских в Крушине. В настоящее время находится в частном собрании в Канаде. Эта рукопись подверглась наибольшим изменениям: в ней изъяты главы первой книги, касающиеся епископа Краковского Станислава, а вместо них вставлено Житие св. Станислава; третья книга состоит из 15 глав вместо 26.



 
PR-CY.ru