ГАЛЛ АНОНИМ - Страница 2

Хроника Галла Анонима, единственный крупный источник по польской истории X, XI и начала XII вв., написанный в Польше, состоит из трёх книг (последняя не завершена) и охватывает период до 1113 г. По ценности содержащегося в ней фактического материала она находится в одном ряду с хрониками Титмара Мерзебургского и Козьмы Пражского. Позднейшие авторы польских исторических сочинений, в том числе Винцентий Кадлубек, обращались к хронике Галла Анонима, не упоминая имени хрониста. В центре внимания хрониста находится время правления князя Болеслава III Кривоустого. Первая книга охватывает события до рождения князя. Вторая книга начинается с 1085 г. и повествует о юности Болеслава, о правлении его отца, Владислава I Германа, и о начале правления самого Болеслава III, сначала с братом Збигневом, а потом единовластно. Большое внимание во второй книге уделено борьбе Болеслава со Збигневом (1106–1107 гг.), причём автор отмечает, что первого поддерживали Русь и Венгрия, второго – Римско-Германская империя и Чехия. Третья книга охватывает события четырёх лет (1109–1113 гг.): борьбу Болеслава III с Чехией и поморянами и против германского императора Генриха V, напавшего на Польшу в 1109 г. Взятием крепости Накло у поморян заканчивается хроника, обрываясь на главе 26. Сочинение проникнуто идеей о необходимости сильной княжеской власти и крепкого государства, которое может противостоять внешним врагам. Симпатии автора на стороне князей Болеслава I Храброго и Болеслава III Кривоустого, чьи образы идеализированы. Правители из династии Пястов рассматриваются хронистом как исконные государи Польши, данные ей от Бога, а польский народ изображается избранным Богом для осуществления миссии распространения христианства. Галл Аноним предстаёт как идеолог «священной войны» против язычников, прежде всего, прусов, поморян. Эта война – долг христианского правителя, с ней связаны видения и чудеса, о которых рассказывается в хронике. Произведение Галла Анонима имеет значение как источник, знакомящий с обычаями и нравами того времени как поляков, так и народов, соприкасавшихся с поляками (специального внимания этим вопросам автор хроники не уделяет).

 



 
PR-CY.ru