ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 2

Традиционно епитрахиль используется особым образом в таинстве брака (священник, совершающий венчание, накрывает епитрахилью соединённые руки молодых при хождении вокруг аналоя), в чине принятия инославных в лоно православной церкви (если чин совершается пресвитером, тот подаёт обращающемуся в правую руку конец епитрахили и так вводит его в храм), в таинстве покаяния (принимающий исповедь священник накрывает голову кающегося епитрахилью при чтении разрешительной молитвы). В греческой практике епитрахиль, как и другие священные облачения, не освящается каким-либо специальным чином; в современной русской практике (и зависящих от неё) епитрахиль освящается вместе с другими облачениями через совершение особого чина, составленного Киевским митрополитом Петром (Могилой) по аналогии со сходным чином римского Ритуала и с использованием некоторых текстов из него. В современной практике католической церкви аналогичное епитрахили облачение носит название стола (лат. stola), хотя до IX в. использовался преимущественно термин «орарь» (orarium). Изображения епитрахили встречаются с конца X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976–1025 гг.) и на миниатюрах из императорских минологиев, например, в сцене успения Алексия, человека Божия (Исторический музей). В памятниках конца X – начала XI вв. известны изображения святителей без епитрахили: Константинопольского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (Исторический музей); Василия Великого на створке иконы с изображениями апостола Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (середина X в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках так называемого Арбавильского триптиха (середина X в., Лувр). Изображение епитрахили с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре Ермолая, вычеканенной на византийской медной вотивной пластине (начало XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и Мирликийского архиепископа Николая на иконе «Деисус, с Николаем Чудотворцем» (обе XI в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (Исторический музей, 1073 г.), на священниках, изображённых на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей сорока Севастийских мучеников, на Василии Великом на фресках алтаря Святой Софии в Охриде, Македония (середина XI в.). С XI в. епитрахиль присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле Николая Чудотворца, например, на псковской иконе «Святитель Николай в житии» (вторая половина XIV в., Третьяковская галерея). В рукописях середины – третьей четверти XII в. епитрахиль на иереях и святителях может отсутствовать: например, на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Южная Италия (Палермо), 1150–1175 гг.) с композицией «Патриарх Николай крестит сына императора Льва VI»).

 



 
PR-CY.ru