ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 11

Епитрахиль западноевропейской работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала Московскому патриарху Никону (вторая четверть XVII в., ИАХМНИ). После XV в. центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI в. стало изображение на епитрахили Акафиста Богородице (впрочем не получившее впоследствии распространения). В позднем Средневековье, как это было и прежде, художественный облик епитрахили согласовывался с другими богослужебными одеждами. В XVII в. лицевые епитрахили были поднесены в комплекте облачений Григорием Дмитриевичем Строгановым в дар Ростовскому митрополиту Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды. В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения, – епитрахиль из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры; из тканей одного типа – епитрахиль в составе дара Соловецкому монастырю императора Александра II (1859 г.). Фрагменты декорации обветшавших облачений переносили на новую основу: в описи Коломны 1577 г. среди риз из Бобренёва в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря указана епитрахиль из камки с золотым шитьём, с четырьмя жемчужными крестами на серебряных цатах, пятый крест «с жемчуги на ожерелье. А та потрахель ветха, и те кресты сняты, положены на новую потрахель». Таковы и епитрахили последней четверти XVII в. (Сергиево-Посадский музей-заповедник) с дробницами новгородской работы конца XIV – начала XV вв.; епитрахиль 1700 г., украшенная перенесёнными с других предметов поясными фигурами апостолов Петра и Павла конца XVI в. в верхней части и ростовыми образами святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа на полотнищах (музеи Московского Кремля). В XIX в. в женских обителях, например, в Горицком в честь Воскресения Господня женском монастыре, уцелевшие фрагменты шитья (как полагают исследователи, из экономии) переносили на новые предметы. Шесть полуфигур святых, снятых, как полагают исследователи, с иконных пелен Кириллова Белозерского монастыря, послужили украшением новой епитрахили. Две фигуры, получившие новые подписи (великомученица Екатерина и царевич Димитрий), происходят из композиции «Успение Богоматери» на пелене работы мастерской великой княгини Софии Палеолог (последняя четверть XV в., Русский музей). С развитием церковной жизни и ремёсел в России на рубеже XIX и XX вв. были востребованы древние традиции оформления одежд: епитрахиль для мощей патриарха Ермогена (мастерские шитья Вознесенского монастыря в Кремле, 1913–1914 гг., музеи Московского Кремля) с фигурами Московских святителей в рост в архитектурном обрамлении следует памятникам XVI–XVII вв. Подобные тенденции сохранялись до конца XX в. В современном церковном шитье отмечается возрастающий интерес к возрождению древней традиции.



 
PR-CY.ru