ЕВФИМИЙ II Вяжицкий - Страница 12

На миниатюрах Евфимий II одет преимущественно в архиерейскую мантию и белый клобук, благословляет строителей храмов, в редких случаях представлен с нимбом. Образ Евфимия II получил распространение в произведениях, предназначенных для церковного убранства, как монументальных, так и малых форм, начиная с эпохи Московского митрополита Макария. Евфимий II изображён в ряду Московских, Ростовских и Новгородских святителей на северных вратах Благовещенского собора Московского Кремля, исполненных в технике «золотой наводки» (середина XVI в.). Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в третьем ряду. Евфимий II обращён к центру, правая рука в молении, в левой – Евангелие; на нём белый клобук (цвет имитирован сеткой золотых линий), омофор, фелонь без крестов; борода с раздвоением на конце заметно короче, чем на изображениях, созданных сразу после 1549 г. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с конца 1550 – начала 1560 гг. помещали гравированные изображения православных святых, особенно русских «новых чудотворцев». Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности, иконных пелен. На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля (1780–1790 гг., музеи Московского Кремля) сохранилось несколько дробниц XVI–XVII вв. с образом Евфимия II в разной технике (резьба, чернь), в нескольких вариантах (ростовой, поясной образы). Подписи к его изображениям не имеют единообразия: «оагиос Еуфимие Наугородскии», «оагиос Евфимеи архиепископъ», «Еоуфим навгородскии». Ковчеги с частицами мощей Евфимия II нередко имели лицевые изображения. Например, среди подобных реликвариев, располагавшихся в новгородском Софийском соборе рядом с Тихвинской иконой Божьей Матери в местном ряду, находился «ковчег серебряной, верхняя доска чекан(ная), на ней дсдка чеканная, на ней четыре образа: 1. Евфимия. 2. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в коем в первом месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Иконы Евфимия II известны по описям Софийского собора Великого Новгорода. Как полагают исследователи, довольно старая «штилистовая» (размер большой пядницы) икона Евфимия II «на красках» располагалась на северных алтарных дверях в приделе во имя апостола Иоанна Богослова (опись 1749 г.). Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Восточной церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиепископа Николая Мирликийского. Достаточно рано формируется композиция избранных святых, в которой Евфимий II располагается рядом с другими покровителями Софийского собора, храмов и монастырей Великого Новгорода. Об этом свидетельствует одна из створок складня в металлическом окладе (конец XVI – начало XVII вв., Национальный музей в Стокгольме). Надписи на пластинах сохранились фрагментарно, по мнению исследователей, Евфимий II представлен на правой створке, вполоборота к центру, за архангелом Гавриилом. На нём белый клобук, крещатые ризы с красной подкладкой, что соответствует изображению на покрове 1549 г., подризник тёмного цвета с белыми узорами, епитрахиль с шитыми крестами и узорочьем, в правой руке – Евангелие, через левую перекинут омофор; борода средней длины, с раздвоением.

 



 
PR-CY.ru