ЕВФИМИЙ II Вяжицкий - Страница 15

В академической монументальной живописи он помещён среди русских святых, например, в росписи 1870 гг. художника В.Д. Фартусова в приделе князя Александра Невского храма Христа Спасителя, в группе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Евфимий II представлен в левой группе святителей во втором ряду, который занимают Новгородские архипастыри, третьим после святителей Никиты и Иоанна: на иконе конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей); на иконе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея) – погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея) Евфимий II написан в первом ряду вторым слева, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; на иконе начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский заповедник) – в седьмом ряду пятым справа. Его фигура находится на одном из клейм иконы «Образ русских святителей» 1860 гг. из собора во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге. В церковном искусстве ХХ в. Евфимий II изображён среди Новгородских чудотворцев на фоне собора Святой Софии на иконах письма монахини Иулиании (Соколовой): «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры, Данилов мужской монастырь в Москве); «Собор святителей, в земле Российской просиявших» середины XX в. (митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры). Сохранился эскиз монахини Иулиании с оплечным рисунком Евфимия II и других Новгородских святителей для лицевых миней русских святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Иконографическим образцом для современных иконописцев является рисунок для Миней Московской патриархии работы протоиерея Вячеслава Савиных и Натальи Шелягиной: Евфимий II прямолично в рост, с разведёнными в стороны руками – благословляющей и держащей на плате Евангелие. Прямоличный образ Евфимия II на холсте, на облачном фоне написан на крышке его раки 1990 г. в Вяжищском монастыре, выполненной «тщанием митрополита Новгородского и Ленинградского Алексия» (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси). В Вяжищской обители находятся и другие иконы Евфимия II 1990 гг.: работа художника В. Фирсова в местном ряду иконостаса верхнего храма Николая Чудотворца (в рост, на фоне монастыря), поясной образ в нижнем храме во имя Евфимия II. Керамический образ святителя помещён на вратах монастыря с внутренней стороны (2005 г.). Кроме того, образ Евфимия II введён не только в состав Собора Новгородских святых (икона 1960 гг. из местного ряда нижнего иконостаса церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде, список с неё конца ХХ – начала XXI вв. из новгородского Софийского собора), но и в композицию «Собор Псковских чудотворцев», как на иконе конца XX в. в кафедральном Троицком соборе Пскова.



 
PR-CY.ru