ЕФРЕМ II Афинянин

ЕФРЕМ II Афинянин – Иерусалимский  патриарх с декабря 1766 г. по 15 апреля 1770 (или 1771) г. По происхождению грек, уроженец Афин (мирское имя Евфимий). Начальное образование получил в Афинах, затем продолжил его в Патмосской академии крупнейшего греческого просветителя Макария Патмосского (ум. в 1737 г.), где стал учеником Герасима Византийского (1739/1770 г.) и принял монашество. По другим сведениям, он обучался у воспитанника Макария, Иакова Патмосского (ум. в 1765 г.), открывшего в 1736 г. аналогичное учебное заведение в Иерусалиме. Подобно своим наставникам, Ефрем славился образованностью; греческие и арабские авторы XVIII в. добавляли к его имени почётное наименование «дидаскал» («учитель»). В 1741 (или 1742) г., уже став известным проповедником, Ефрем прибыл на Кипр по приглашению архиепископа Филофея (1734–1759 гг.), чтобы принять руководство Греческой школой, также называвшейся Эллиномусион (Греческий музей). На Кипре он вёл активную просветительскую и преподавательскую деятельность, был советником архиепископа. В 1760 г. ездил на Афон и привёз из Великой Лавры на Кипр часть главы преподобного Михаила Синадского (VIII–IX вв.). В том же году вместе с митрополитом Китийским Макарием I Ефрем отправился в Стамбул для сбора средств на нужды Кипрской церкви. Они также ходатайствовали перед османскими властями о снижении налогов по случаю эпидемии чумы, но их просьба не была исполнена. В Стамбуле Ефрем получил почётное звание иерокирикса Великой церкви. После смерти архиепископа Филофея, вероятнее всего, после возвращения Ефрема из Стамбула, ему было предложено занять вакантную кафедру, но он отказался и покинул остров. В 1761 г. он находился в Бейруте и Дамаске, главных центрах Антиохийского патриархата, где не прекращалось ожесточённое идейное противостояние православных и отделившейся от неё униатской Мелькитской католической церкви. По просьбе одного из православных арабских писателей, священника Юсуфа Марка, Ефрем составил антикатолический трактат «Свод еретических новшеств, введённых латинянами», в котором привёл список 170 отклонений католиков от православного вероучения со времени разделения церквей (1054 г.). Поскольку маловероятно, что он в совершенстве владел арабским языком, текст, скорее всего, изначально был составлен по-гречески, а впоследствии переведён на арабский язык. Вскоре после этого Ефрем переехал в Палестину, где подвизался в лавре Саввы Освященного, потом состоял помощником Иакова Патмосского в его академии и, возможно, возглавлял её после его смерти (20 сентября 1765 г.). Русский паломник иеромонах Леонтий, встречавшийся с Ефремом весной 1765 г., отзывался о нём как о влиятельном члене Иерусалимского Синода. 6 сентября 1766 г. Ефрем был возведён в сан митрополита Вифлеемского. 17 октября 1766 г. Иерусалимский патриарх Парфений Афинянин (1737–1766 гг.), проживавший в Стамбуле, представил Константинопольскому патриарху Самуилу I (1763–1768, 1773–1774 гг.) акт об отречении от престола в пользу Ефрема. Заручившись согласием палестинского клира, Константинопольский патриарх и Синод в декабре 1766 г. возвели Ефрема на Иерусалимскую кафедру.

 



 
PR-CY.ru