ЕРАЗМ - Страница 4

Во второй четверти XVI в. «Мученичество» было включено в состав Великих Миней Четьих (присутствует уже в старшем, Софийском комплекте Российской национальной библиотеки). В Успенском сборнике дата в заголовке «Мученичества» стёрта, текст помещён после 15 мая и перед Житиями мученика Вита (15 июня) и мученицы Февронии (25 июня), заимствованными из июньской Минеи. По мнению исследователей, этот текст первоначально также был приурочен к июньской памяти Еразма. В Четьих Минеях, начиная с Великих Миней Четьих, «Мученичество» помещено под 10 мая (в отличие от службы). Краткое Житие Еразма, составленное на основе текста «Мученичества», было включено в пространную редакцию древнерусского Пролога в третьей четверти XII в. под 4 мая. Эта дата празднования утвердилась в современном календаре РПЦ. Память Еразма засвидетельствована в соответствии с византийскими календарями (под 1, 2 или 3 июня) в месяцесловах западно-болгарских литургических рукописей XII–XIV вв.: в кириллической приписке к Ассеманиеву Евангелию, в позднейшей приписке к Охридскому Апостолу (конец XII в.), в Апостоле из Скопье, в Апостоле (Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия). В русских месяцесловах до XV в. память Еразма не встречается, восточно-болгарские и сербские традиции в этом отношении не изучены. Славянская служба Еразму, впервые обнаруженная Александром Васильевичем Горским и Капитоном Ивановичем Невоструевым, представлена под 1 или 2 июня в ряде списков Миней XII–XV вв. доиерусалимской традиции. Исследователям известны её русский и сербский списки в июньских служебных Минеях (Исторический музей, XII в.), и Российского государственного архива древних актов (первая половина XIV в.), и в западно-болгарской праздничной Минее 1435 г. (Национальная библиотека святых Кирилла и Мефодия), переписанной, по мнению исследователей, в Охриде (помимо службы Еразму рукопись включает и единственный известный список древнейшей славянской службы Клименту Охридскому). Стихиры из службы Еразму есть также в западно-болгарской праздничной Палаузовской Минее (Российская национальная библиотека, первая половина – середина XIV в.) архаичного состава. Относительно происхождения этого текста в палеославистике у исследователей нет определённого мнения: одни исследователи рассматривают его в качестве оригинального произведения, другие игнорируют факт его существования. Текстология и рукописная традиция текста, обнаруживающего определённую стилистическую и образную близость с гимнографическими творениями Климента Охридского, остаются мало изученными. Посвящения храмов Еразму немногочисленны и сконцентрированы в окрестностях Охрида. Таковы небольшие церкви в Размо и Губавице. Средневековые изображения Еразма (преимущественно фресковые, в ряду других архиереев) известны исследователям на территории Охридской архиепископии, например, в стенописи храма апостола Иоанна Богослова в Канео (конец XIII – начало XIV вв.) и на внешней западной стене церкви св. Николы Больничного (1487 г.) в Охриде, а также на Афоне (в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526 г.) вместе с другими Охридскими архиереями – Николаем Кавасилой, святителем Климентом и архиепископом Феофилактом).



 
PR-CY.ru