ЕРАЗМ - Страница 3

Согласно грамоте капуанского герцога Иордана I (1078–1090 гг.), ошибочно датированной 1058 г. (по мнению исследователей, подложной), монастырь Еразма в Кастеллоне попал под управление аббата Монте-Кассино Дезидерия (впоследствии Римский папа Виктор III). В 1491 г. папа Римский Иннокентий VIII передал монастырь монашеской общине оливетанцев. Существующая приходская церковь священномученика Еразма сооружена в 1538–1560 гг., после разрушения монастыря турками (1532 г.). В XIV в. на прирейнских землях Еразма почитали в числе так называемых 14 святых помощников-целителей (Еразму следовало молиться при заболеваниях кишечника, что было связано с наиболее распространённым сюжетом в иконографии мученика – палач вспарывает Еразму живот, как, например, на картине Никола Пуссена «Мученичество св. Еразма», 1628–1629 гг., Ватикан, Пинакотека). Мученик почитался и как покровитель моряков, в его честь названы возникающие во время грозы электрические разряды на верхушке корабельной мачты – огни св. Эльма (Elmo – форма имени Еразма). Частицы мощей Еразма находились во многих городах Европы, в том числе в Кёльне, где в XV в. они хранились в двух церквах. Однако болландисты Г. Хенскенс и Даниэль Папеброх сомневались в их подлинности. Частицы мощей святого с начале XV в. находились в Праге, хранились под главным алтарём церкви св. Иакова (Сан-Джакомо Маджоре) в Болонье, куда они были помещены кардинало Алессандро Риарио (1578–1585 гг.). В 1587 г. глава Еразма была перенесена из Гаэты в город Эвора (Португалия). Как покровителя Охрида и основоположника местной церковной иерархии почитание Еразма унаследовано балканскими славянами от греков и восходит к средневековому представлению о тождестве Охрида с античным Лихнидом. Судя по наличию русских списков службы XII–XIV вв. в эпоху Первого Болгарского царства, культ Еразма был распространён на всей территории страны, позднее приобрёл региональный характер (в границах Охридской архиепископии и даже только в Охриде). В Размо находятся посвящённые Еразму раннехристианская трёхнефная базилика и пещерная церковь с фресками (около 1300 г.). За пределами Македонии традиции почитания Еразма были столь прочно забыты, что в 1845 г. Виктора Иванович Григорович, обнаружив в охридском храме святителя Николая икону Еразма, мог вполне серьёзно сомневаться, не является ли это имя написанным по ошибке вместо св. Горазда. Пространное «Мученичество» Еразма было переведено на славянский язык не позднее XII в. не в составе студийского комплекта Четьих Миней (отсутствует в древнейшем списке майского тома – Российская государственная библиотека, последняя четверть XV в.). Исследователи отмечают, что язык перевода лишён ярких регионально-диалектных примет, но, исходя из мест позднейшего почитания святого, исследователи гипотетически его связывают с Охридом и датируют соответственно не позднее X в. Текст «Мученичества» сохранился в ряде списков исключительно восточнославянского происхождения, старшие из которых находятся в пергаменном Успенском сборнике (Исторический музей), датируемом не позднее рубежа XII и XIII вв., и в чрезвычайно близком к нему по составу житийной части (но не последовательности текстов) сборнике середины XV в. (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru