ЕРАЗМ - Страница 3

Большая композиция явления болящему Еразму Божьей Матери с Младенцем (в окружении ангельских сил и монахов) и преподобных Антония и Феодосия встречается в росписи братской трапезной Оптиной пустыни (конец 1850 – начало 1870 гг., художник Василий Петрович Петров). В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре он включён в группу подвижников XII в. (живопись в академическом стиле конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). В росписи 1870 гг. интерьера храма Христа Спасителя образ Еразма находился в юго-западной части возле композиции «Крещение киевлян равноапостольным великим князем Владимиром» (художник Дмитрий Никифорович Мартынов). На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643–1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК»), на иконе близкой иконографии «Древо Киево-Печерских святых» 1660 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский музей) погрудное изображение Еразма в клобуке помещено в одном из цветков «древа» в правой части композиции. На Печерской иконе Божьей Матери со святыми из «Киево-Печерского патерика» 1724 г. письма игумена Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) Еразм показан в правой части первым в верхнем ряду в молении образу Коронования Пресвятой Богородицы в облачном сегменте, у него небольшая округлая борода с проседью, волосы короткие, вьющиеся, лоб с залысинами, клобук на плечах, в надписи назван: «прп(д) Геразмъ». На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» Еразм изображён в левой группе преподобных Ближних пещер, за спиной преподобного Антония. Оплечный или оглавный образ Еразма в клобуке, с седой бородой средней величины помещён, как правило, вполоборота к центру в одном из верхних или в самом верхнем ряду (часто третьим слева), например, на раскрашенной гравюре первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека), на большой эмалевой иконе третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии), на тонолитографии 1893 г. (Литературный музей) и на аналогичной хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (Российская государственная библиотека). На иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (музей Андрея Рублёва), на раскрашенной гравюре ервой трети XIX в. (Литературный музей) святой, находящийся в верхнем ряду третьим слева, ошибочно назван Герасимом. Еразм представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев на иконе второй половины XIX в. (частное собрание) – в восьмом ряду вторым слева, на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (Русский музей) – в третьем ряду крайним справа. В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под руководством Афанасия (Сахарова) иконописцем монахиней Иулианией (Соколовой), – иконы 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) – образ Еразма включён в группу чудотворцев Ближних пещер в нижней части композиции.



 
PR-CY.ru