ЕРАЗМ - Страница 2

На ксилографии мастера Илии в пепрвом издании «Киево-Печерского патерика» («Патерик, или Отечник, Печерский». Киев, 1661 г.) Еразм представлен в рост на фоне холмистого пейзажа с Успенским собором Киево-Печерской лавры на заднем плане. Вверху на облаках изображена Пресвятая Богородица с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими; Еразм молитвенно простирает руки к Богоматери, обращённой к нему. Дьявол, искушающий преподобного, стоит за его спиной. Внизу вырезаны вирши: «Еразмъ украшей црковь невозмоглъ оумрѣти: дондеже прiятъ время душу оукрасити». На гравюре Леонтия Тарасевича, выполненной для издания «Патерика2 1702 г., Еразм изображён сидящим в печали за столом. Перед ним – преподобные Антоний и Феодосий, к Еразму обращается Богородица, представленная справа среди облаков. В левой части композиции изображён дьявол, трогающий преподобного за плечо, вдали – Успенский собор. Композицию Леонтия Тарасевича повторяет написанная на металле икона 1840 гг. из собрания Киево-Печерского историко-культурного заповедника (работа иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры?). По мнению исследователей, образ находился раньше над ракой с мощами Еразма в Ближних пещерах. В настоящее время возле раки помещена икона, написанная в начале XXI в. Это погрудное изображение преподобного в мантии и клобуке, с молитвенно сложенными на груди руками с чётками, вверху справа – Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием, слева за плечом святого – дьявол. Иконописные подлинники XVIII–XIX вв. под 24 февраля предписывают изображать Еразма таким образом: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка». Встречается описание внешнего облика Еразма в клобуке, без схимы, «руце простерты» (Российская национальная библиотека, 1820 гг.). Другой вариант отражает иконографию Еразма в составе Собора Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клабук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, правая рука молебна, левою взял за край ризы левой страны» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. Еразм «типом русский, стар, сед, с небольшою продолговатою бородой; одежды монашеския, на голове куколь. Ему можно писать хартию с надписью: Пойму тя чиста к себе, возлюбившаго благолепие дому Моего». Сохранилась икона XIX в. с ростовыми изображениями Еразма и Георгия Победоносца (Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Преподобный в клобуке, коричневой рясе и мантии, левая рука с чётками прижата к груди, в правой руке книга.

 



 
PR-CY.ru