ЕРЕТИК - Страница 5

Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомлённости в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчётного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть. По мнению исследователей, к случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся «диавольским» грехом, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял православие, но не живёт в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, богословы не могут не признать, что многие из них в своём исповедании веры не пошли путём подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересеархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а «диавольский» грех. Таким образом, не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком. К основоположникам еретического учения, ересеархам, увлекающим за собой множество последователей, в первую очередь, могут быть отнесены слова Христа: «...Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7); «...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). См. также ст. Ересь.



 
PR-CY.ru