ЕРЕТИК

ЕРЕТИК – последователь еретического учения (см. ст. Ересь); название любого, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие утверждённым церковью догматам. Поиск божественной истины, заключённой в христианском вероучении, на протяжении всей истории церкви сопровождался не только раскрытием полноты догматического сознания и богатства веры Христовой, но и искажением церковного учения. В древний период истории церкви лица, искажавшие христианскую веру, появлялись как в церковной среде, так и за её пределами, поэтому церковное учение подвергалось опасности с двух сторон. Гностики использовали его для оправдания и развития своих религиозно-философских взглядов, в то время как новообращённые христиане, не желавшие полностью порвать со своим прежним образом мыслей, искажали веру в угоду языческой философии и мифологии. Начиная с IV в. религиозный синкретизм и философский эзотеризм стали утрачивать свою привлекательность. Еретические представления в этот период наиболее часто возникали в результате ошибочного понимания христианского вероучения. Еретики подвергли сомнению фактически все догматы церкви от триадологии до эсхатологии. Камнем преткновения для них часто служила глубина православной веры, постичь которую они хотели рассудочным путём. При этом антиномии, в виде которых «догматы Церкви часто представляются нашему рассудку», у еретиков выглядели как неразрешимые противоречия или устранялись ими с помощью логических умозаключений. Таким образом догматическое учение церкви рассматривалось с точки зрения рационалистического восприятия. Еретики утратили важную методологическую установку, в соответствии с которой задача богопознания «состоит не в устранении антиномии путём приспособления догмата к нашему пониманию, но в изменении нашего ума для того, чтобы мы могли прийти к созерцанию Бого-открывающейся реальности, восходя к Богу и соединяясь с Ним в большей или меньшей мере». Ошибка еретиков, по мнению богословов, состояла не в попытке рационального постижения христианского вероучения. Обращение к интеллектуальным способностям в христианстве необходимо; оно является непременным условием правильного познания Бога, поскольку в процессе богопознания должен участвовать весь человек, все его силы и способности. Вера непонимающая и не рассуждающая есть вера «слепая»; в постижении Божественной реальности она не приносит никакой пользы. Обличая еретиков в искажении христианского вероучения, Климент Александрийский не ставил им в вину стремление найти разумно обоснованную истину, но указывал на «самолюбие и погоню за суетной славой», которые стали основой их рассуждений. «Такие исследователи, – писал он, – становятся виновниками ересей». Эти рассуждения Климента Александрийского обнаруживают истинный источник заблуждений еретика: он содержится в образе его жизни; им становятся не тварная ограниченность его разума и не его греховность, в значительной степени затрудняющая познание Бога, а самолюбие и погоня за суетной славой.

 



 
PR-CY.ru