ЕПИСКОП - Страница 4

В Деян. 1:20 приводится также цитата из Пс. 108:8, в которой слово «епископ» (достоинство, епископство) употреблено в отношении апостольского служения. В Пастырских посланиях содержатся подробные сведения о епископе. В 1 Тим. 3 говорится о том, что епископ «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью», а также, что он не должен быть «из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». Иоанн Златоуст, разбирая эти стихи, отмечает «умеренность добродетели» (включая дозволение однократного вступления в брак до хиротонии), которая требуется от кандидата во епископы, что, по его мнению, было вызвано острой потребностью в епископах в ту эпоху. К епископскому служению относятся и наставления, которые даются Тимофею в других главах Послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение предания церковного. В Послании к Титу апостол также даёт наставления, связанные со служением епископа. Он говорит о том, что Тит был оставлен на Крите, чтобы «поставлять по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5). Однако перечисляемые далее моральные качества, которыми должны обладать пресвитеры, очень близки к тем, которые были перечислены в 1 Тим. 3 для епископа, а в ст. 6–9 эти пресвитеры прямо именуются епископами: «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силён и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать». Главным отличием от 1 Тим. 3 исследователи называют особый акцент на сохранении епископом истинной веры и обличении им еретиков. Сопоставление этих посланий показывает исследователям, что автор не проводит чёткого различия между пресвитерами и епископами. Вероятной причиной этого является, по мнению исследователей, либо нестабильность терминологии для обозначения различных церковных служений, либо то, что в ту эпоху высшую ступень в церковной иерархии всё ещё занимали апостолы. В «Дидаже» наряду с апостолами, пророками и учителями (дидаскалами) упоминаются «епископы и диаконы». В отличие от первых трёх служений они являются выборными (об их избрании сказано: «(голосуйте), поднимая руки»).

 



 
PR-CY.ru