ДЖОРДЖОНЕ - Страница 2

Выражаясь словами Микиэля, видевшего картину в доме Контарини, на ней изображены «три философа: двое стоящих и один сидящий, который наблюдает солнечные лучи в пейзаже со столь удивительно воспроизведённой пещерой». В то же время сам сюжет картины необычен. Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. И хотя, как показало исследование рентгенограммы картины, первоначально на ней были изображены волхвы, Джорджоне заново переписал полотно, превратив евангельских волхвов в философов и придав работе светский характер. Джорджоне использовал здесь известный античный сюжет: мудрецы разных веков ведут философскую дискуссию. На небольшой каменистой площадке – три фигуры: старец, сжимающий в руках астрологическую таблицу, человек средних лет в восточном одеянии и сидящий юноша с циркулем, угольником и листом бумаги на коленях. В просвете, который образуется громадной скалой с пещерой и тёмными стволами деревьев, видны уютная долина и вечернее небо с плывущими фиолетовыми облаками. Трое людей разных возрастов, характеров, темпераментов внешне не связаны друг с другом, однако настроение вечерней тишины заставляет каждого прислушиваться к голосам природы, и это их объединяет. Человек в картине Джорджоне наслаждается красотой окружающего его мира. Это наслаждение выражает поэтический образ сидящего юноши в белом хитоне и тёмно-зелёном гиматии. Образ настолько индивидуален, что заставляет многих видеть в нём автопортрет художника. Немалую роль в картине играют композиция и цвет. «Философы» расположились на трёх ступенях скалы, символизируя, по-видимому, три ступени развития философии. Несколько вытянутые вверх фигуры двух персонажей, мощные вертикальные складки их одеяний усиливают настроение покоя, разлитое в картине. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Скала с пещерой, занимающей треть пространства, тоже играет значительную роль в композиции. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира. Известен знаменитый отрывок из «Кодекса Арунделя», принадлежащий Леонардо да Винчи: «Томимый страстным желанием, стремясь увидеть изобилие разнообразных и удивительных форм, созданных искусной природой, подошёл я ко входу в большую пещеру. Внезапно овладели мной два чувства: страх и желание – страх перед зловещей, угрожающей пещерой, желание увидеть, не таит ли она каких-нибудь чудес». Это позволяет исследователям рассмотреть в образе юноши символическое изображение философии и науки эпохи Возрождения. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как «Гроза» и «Сельский концерт», появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения. В инвентаре коллекции Вендрамина «Гроза» (1506 г.) значится как «картина, изображающая цыганку и пастуха в пейзаже с мостом». Окрестности небольшого венецианского городка. Неподвижные воды реки. Ветви деревьев не шелохнутся. Уходящая вдаль панорама зданий. А над ними – синее грозовое небо. На берегу ручья женщина кормит ребёнка. Пастух, опершись на посох, задумчиво смотрит вдаль...

 



 
PR-CY.ru