Словарь по христианству Д ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ

ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ

ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ (первое упоминание – в 1278 г. – до 1319 г.) – итальянский живописец, определивший своим творчеством направление развития западноевропейской ренессансной живописи, цель которого – передать многообразие мира. Это направление получило широкое распространение в североевропейских странах. Творчество Дуччо ди Буонинсенья повлияло на сиенскую художественную школу, его учениками считаются Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио. Большую часть жизни Дуччо ди Буонинсенья провёл в Сиене. Его имя на протяжении сорока лет упоминается в документах, сообщающих о многочисленных денежных штрафах, налагавшихся на Дуччо ди Буонинсенья за административные правонарушения, о долговых обязательствах, правах собственности, выплатах за работы. Хронологические лакуны в этих документах в совокупности со стилистическим анализом произведений позволили ряду исследователей предположить, что мастер побывал в Ассизи и Риме. Отсутствие документов, относящихся к 1280–1285 гг., и влияние французской готики на его искусство, по мнению исследователей, могут указывать на то, что в эти годы он побывал во Франции. Реконструкция творческого пути Дуччо ди Буонинсенья для исследователей проблематична, мнения об атрибуции и о хронологии создания его произведений расходятся. Документальные сведения о периоде обучения отсутствуют. Исследователи полагают, что его наставником был Гвидо да Сиена, в ранние годы Дуччо ди Буонинсенья работал в миниатюре и был знаком с постэллинистической традицией византийской живописи. По мнению исследователей, Дуччо ди Буонинсенья мог быть учеником Чимабуэ и работать с ним в конце 1270 – начале 1280 гг. в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В основу этой версии лёг стилистический анализ трёх произведений: двух фигур крылатых гениев на своде с изображениями отцов церкви (церковь Сан-Франческо в Ассизи), приписываемых кисти Чимабуэ, фигуры Младенца на образе «Мадонна с Младенцем» (Кастельфьорентино, церковь Санта-Вердиана), что исследователи рассматривают как совместную работу Дуччо ди Буонинсенья и Чимабуэ, и исполненного, как они полагают, Дуччо ди Буонинсенья образа «Мадонна Креволе» (около 1280 г., Музей собора, Сиена). Первые документальные упоминания о работах Дуччо ди Буонинсенья относятся к 1278 г., когда он расписал по заказу коммуны Сиены 12 сундуков для хранения актов (не сохранились). В следующем году были произведены выплаты за оформление переплёта казначейской книги (biccherne) города (не сохранились), подобные работы выполнялись им в 1285, 1286, 1291, 1292, 1294, 1295 гг. Первой из известных и дошедших до настоящего времени работ Дуччо ди Буонинсенья считается алтарная картина «Мадонна Креволе». Исследователи отмечают, что она выполнена под влиянием как живописных произведений, созданных около 1280 г. в Тоскане в традициях византийской школы, подобных «Мадонне Кахна», так и византийских икон, бытовавших в Италии, подобных «Мадонне Меллона» (обе – Национальная галерея искусства, Вашингтон). «Мадонну Креволе» отличают выделение рафинированного линейного начала, удлинённые пропорции фигур, гибкость силуэтов, тонкость моделировки форм, аристократизм образов (эти качества станут характерными для последующих произведений Дуччо ди Буонинсенья и сиенской живописной школы в целом).

 



 
PR-CY.ru