ДУЧЧО ди БУОНИНСЕНЬЯ - Страница 4

Часть композиций утрачена, что затрудняет для исследователей точную реконструкцию конфигурации и структуры алтаря, а также способов его крепления (наиболее убедительна реконструкция, предложенная Уайтом). По новизне замысла «Маэста» знаменует рубеж в эволюции алтарных образов в западноевропейской традиции. Заказ предполагал создание непревзойдённой по размерам, величию и великолепию алтарной картины. Дуччо ди Буонинсенья спроектировал уникальную многочастную конструкцию двустороннего образа, первоначальные размеры которого составляли 5×4,68 м. Центральную часть образовывали два щита из склеенных между собой досок (11 вертикальных – для переднего щита, пять горизонтальных – для заднего). Щиты были скреплены гвоздями. Алтарь имел две расписанные пределлы, основой каждой служила толстая горизонтальная доска, а также вимперги, написанные на двух горизонтальных досках. Центральное изображение лицевой стороны – Богоматерь с Младенцем на мраморном троне, орнаментированном в стиле мастеров семьи Космати, в окружении ангелов, св. Екатерины Сиенской, апостола Павла, Иоанна Крестителя, апостола Петра и мученицы Агнессы. В первом ряду представлены коленопреклонённые небесные покровители города – святые Ансано, Савин, Виктор и Крещенций. Традиционную для официальных заказов Сиены тему гражданственности подчёркивает надпись на подножии трона, являющаяся и подписью художника: «Святая Матерь Божия, будь причиной мира в Сиене и жизни Дуччо, который написал Тебя такой». Над центральной сценой в арочках изображены десять фигур апостолов. На лицевой пределле представлены сцены из детства Христа (по тексту Евангелий от Матфея и от Луки). Между ними расположены фигуры пророков. На вимпергах даны сцены из жизни Божьей Матери, тематически связанные с изображением «Коронования Богоматери» на витраже (1287–1288 гг.) хора над алтарём. Автором проекта витража (одного из ранних в итальянском искусстве) многие исследователи считают Дуччо ди Буонинсенья. Центральное поле оборотной стороны отведено 26 сценам из Страстного цикла, среди которых выделяются размерами «Вход Господень в Иерусалим» и «Распятие», знаменующие начало и кульминацию событий Страстной недели. На оборотной пределле представлены эпизоды земной жизни Христа («Христос и самаритянка», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление слепого», «Призвание апостолов Петра и Андрея», «Искушения», «Брак в Кане Галилейской» и др.), на оборотной стороне вимпергов – события после Воскресения («Уверение Фомы», «Ужин в Эммаусе», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и др.).

 



 
PR-CY.ru