Словарь по христианству Д ДУША

ДУША

ДУША – универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность, преимущественно человека (в некоторых учениях животных и даже растений), отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества; согласно религиозным и некоторым философским учениям, – бессмертая субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу. Архаичные религиозно-мифологические представления о душе связаны с олицетворением отдельных органов и функций человеческого организма: дыхания, крови/кровообращения, сознания, чувства, движения. В религиозных и идеалистических представлениях – нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека. В устаревшей психологической терминологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека, внутренний, психический мир человека. Согласно современным представлениям, понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда и растения. Душа, согласно определению Эдуарда Бернета Тайлора, является причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, способна во время «пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) или навсегда (в случае смерти) покидать тело, практически мгновенно преодолевать пространство, будучи неосязаемой, обнаруживать физическую силу, являться другим людям в качестве антропоморфного «двойника», вселяться в чужие тела, в том числе животных и растений. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела. Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела – двух фундаментальных измерений человеческого существования. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Той же точки зрения, но позднее, придерживался и Василий Великий. Согласно Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания – лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения.

 



 
PR-CY.ru