Словарь по христианству Д ДЬЯВОЛ

ДЬЯВОЛ

ДЬЯВОЛ (от греч. – ненавистник, клеветник, завистник) – в христианстве – общее название для всех падших духов (демонов), преимущественно для Сатаны. Согласно христианской демонологии, – один из отпавших от Бога ангелов, ещё до создания Богом видимого мира. Впоследствии – одно из наименований главы тёмных сил. Греческое слово «дьявол» означает «клеветник» в противоположность Христу, воплощающему Собой Истину. В христианстве дьяволом называют властелина ада, главу злых духов (бесов или демонов), само воплощение зла. Диавол – существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей дьявола и демонов. Дьявол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, т.е. правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, т.е. чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. Иудеи, у которых христианство позаимствовало образ Сатаны, понимали первоначально под этим существом ангела, который обязан был искушать людей, проверяя их на верность Богу. Затем, под влиянием персидского дуализма, иудеи начали считать Сатану не слугой, а противником Божьим. Христианство учит, что архистратиг Михаил, занявший место Люцифера – предводителя небесного воинства до падения, во время пришествия Христа победил дьявола, заковав его в оковы на тысячу лет (в Библии «тысяча» означает «много»). Апокрифы о нисшествии Христа в ад описывают находившегося там дьявола, закованного в оковы и распоряжавшегося всем вокруг. Облик дьявола был определён и зафиксирован Толедским собором 447г., однако он мог менять своё обличье. Было решено также, что в одной композиции с дьяволом не могли помещаться священные христианские символы – голубь и агнец. Христиане полагают, что всё зло, происходящее в мире, творится при прямом или косвенном участии дьявола. Земной мир, лежащий во зле, до определённой степени является территорией дьявола, поэтому его называют «князем мира сего». Тем не менее, дьявол может соблазнить человека, но не принудить его ко злу. В молитвах церкви, в богослужебных текстах и в творениях св. отцов подчёркивается, что сила дьявола иллюзорна. В его арсенале есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

 



 
PR-CY.ru