Словарь по христианству Д ДУХОВНИК

ДУХОВНИК

ДУХОВНИК, духовный отец – в православной церкви священник или старец-монах (в древности часто не имевший хиротонии, но обладавший духовным авторитетом), регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению молитвой и советами. Хотя духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV в., истоки духовничества восходят к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «...Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15; ср.: Гал. 4:19). Он подчёркивает своё особое попечение об апостоле Тимофее, называя его своим сыном во Господе (1 Кор. 4:17; ср.: Флп. 2:22; 1 Тим. 1:18; 2 Тим. 2:1). На то, что это был распространённый обычай среди первых христиан, указывают тексты Посланий других апостолов (см., например: 1 Петр. 5:13; 1 Ин. 5:21). В отличие от последующих эпох основанием для такого рода отношений служила не столько практика регулярной исповеди (о характере которой новозаветные тексты почти ничего не сообщают), сколько участие «отца» в обращении «сына» ко Христу, в его крещении и непрестанном направлении по пути веры. Выражение «духовный отец» впервые встречается в апокрифическом сочинении (греческом Апокалипсисе Варуха) и явно относится к христианскому священству. Однако ввиду неопределённости даты написания и вероятных интерполяций этот текст не может служить надёжным свидетельством возникновения института духовников. Вместе с тем уже в III в. появились указания на существование помимо канонической дисциплины, подразумевавшей публичную исповедь с участием общины, практики тайной исповеди перед епископом или пресвитером (хотя сделать однозначные выводы о её сакраментальном характере нельзя). Так, Патарский епископ Мефодий, толкуя книгу Левит, говорил о необходимости регулярно «показывать душевную проказу иереям», чтобы в случае совершения греха не доводить дело до публичной исповеди и отлучения на длительный срок. В «Апостольских постановлениях» (конец IV в.) «духовными отцами» именуются епископы, причём акцент, как и в Новом Завете, делается не на принятии исповеди, а на крещении, наставлении в вере и т.п. В целом в IV в. выражение «духовный отец» употреблялось достаточно широко. Например, Василий Великий, обращаясь к Афанасию I Великому, называл его духовным отцом (вместе с тем так же он называл пророка Давида). По сочинениям церковных историков V в. исследователям известно, что в кафедральных храмах существовала должность пресвитера «над кающимися», но объём его полномочий и характер служения точно не известны. Хотя ряд учёных (Александр Иванович Алмазов, Алексей Степанович Павлов) пытались полностью отождествить этих пресвитеров с духовниками, источники доиконоборческой эпохи эту теорию не подтверждают (нигде пресвитеры не называются духовниками).

 



 
PR-CY.ru