ДЕЧАНЫ - Страница 11

Среди множества энколпионов, кадил, чаш, вотивных предметов и других произведений прикладного искусства разных эпох в ризнице выделяются костяной панагиар XIV в. с рельефными изображениями Божьей Матери «Знамение» и под аркадным фризом – полуфигуры Христа, архангелов, апостолов и других святых (серебряный оклад – более поздний); панагиар конца XVI в. с живописным образом Богородицы и Христа (по мнению исследователей, работы мастера Лонгина), окружённых резным текстом «Достойно есть»; серебряная кадильница XV в. «святого короля» с готическим декором, как полагают исследователи, работы мастеров из Дубровника; позолоченные рипиды, чаша и звездица работы мастера золотых дел Кондо Вука с гравированными изображениями Христа, Богоматери, Небесной литургии, Ангела Великого совета и Причащения апостолов, пожертвованные в 1568–1569 гг. неким Радивоем; вышитый крест с изображением Богородицы «Знамение» (XVI в.) и епитрахиль (XVI в.) – приношение семьи Дмитрича. Формирование монастырского книжного собрания началось ещё во время его строительства, но большинство рукописей раннего периода не сохранилось, несколько кодексов находятся в библиотеках мира. Библиотека и скрипторий Дечан в XIV в. были тесно связаны с монастырём Хиландар на Афоне – в обоих собраниях есть рукописи, переписанные одними и теми же книгописцами, ряд дечанских и хиландарских кодексов XIV в. написан на одинаковой бумаге. К числу древнейших книг, созданных в Дечанах, исследователи относят пергаменный Паренесис Ефрема Сирина, написанный в 1337 г. по повелению первого игумена монастыря Арсения, украшенный плетёной киноварной заставкой-рамкой балканского стиля в виде трёхглавого храма. Ему, как полагают исследователи, современен пергаменный сборник огласительных поучений Феодора Студита. В последней четверти XIV в. благодаря ктиторам библиотека пополнялась книгами, написанными мастерами Липлянской митрополии: томами Минеи Четьи на январь-февраль и, по мнению исследователей, на декабрь. В 1390 гг. для Дечан по заказу экклисиарха Варлаама (впоследствии игумен) работал книгописец Даниил Левоокий. Во второй половине XVI в. литературным творчеством и книгописанием в Дечанах занимался книжник и иконописец Лонгин, написавший около 1596 г. акафист первомученику Стефану и составивший «Сборник богослужебный». В 1595 г. даскал Димитрий из Янева переписал для монастыря помянник. В первой четверти XIX в. книгописанием занимались архимандрит Даниил и Рашский митрополит Захария. В 1812 г. они переписали службу и акафист первомученику Стефану Дечанскому, который год спустя украсил миниатюрами работавший в Дечанах иконописец Алексей Лазович. В 1818 г. Алексей Лазович иллюминировал монастырский помянник. Обе рукописи декорированы в стиле позднего барокко: в акафисте помещены миниатюры с изображением основателя обители и игуменов Даниила и Захарии, помянник открывает заставка-миниатюра с изображением дечанского собора и св. царей Уроша и Стефана Дечанского.

 



 
PR-CY.ru