ДЕЧАНЫ - Страница 12

Современное рукописное собрание Дечан (164 рукописи, большая часть в настоящее время находится на депозитном хранении в Научной библиотеке Сербии) является одной из крупнейших монастырских коллекций Сербии. Около двух третей собрания составляют богослужебные книги XIII–XVIII вв., значительное место занимают аскетические сочинения. Среди древнерусских рукописей – список XIII в. Патерика скитского, старший из сохранившихся славянских. Пергаменный Требник первой половины XIV в., как полагают исследователи, афонского происхождения, имеет общий протограф с современным ему болгарским Зайковским Требником и содержит чин исповеди, восходящий к русскому домонгольскому оригиналу, и уникальные заупокойные стихиры с акростихом Константина Преславского. Сборник антилатинских сочинений Григория Паламы третьей четверти XIV в. представляет, по мнению исследователей, беловой автограф афонских переводчиков, близких кругу старца Исаии, сделавшего в 1371 г. перевод творения Дионисия Ареопагита. Ряд рукописей (пергаменный Апостол второй трети XIV в., Евангелие-тетр 1430 гг. и Помянник 1595 г.) являются образцами каллиграфического мастерства и искусства книжной иллюминации. В XIX в. книжное собрание Дечан было ещё более значительным. А.Ф. Гильфердинг вывез среднеболгарские пергаменные рукописи Дечанского Евангелия-тетр второй половины XIII в. (Российская национальная библиотека, XI–XIII вв.) и миниатюрной Дечанской Псалтири (Российская национальная библиотека, XI–XIII вв.) с молебными канонами и так называемыми гадательными приписками, богато украшенную полихромными инициалами южнославянского тератологического стиля. Из Дечан происходит сербский пергаменный сборник (так называемая Дечанская златая цепь) третьей четверти XIV в., восходящий к оригиналу, составленному в монастыре Студеница в первой четверти XIII в., и содержащий тексты, созданные или переведённые в домонгольское время русскими книжниками – Пандекты Никона Черногорца в древнейшем переводе, «Пчелу», «Апокалипсис Андрея Юродивого» и новгородское поучение середины XII в. «Слово от Апостола». Одну из последних книг, содержащую роскошный параклис и канон молебный св. Стефану Дечанскому, украшенный миниатюрами в стиле барокко живописца Николы Нешковича, в монастырь вложил в 1763 г. бывший насельник обители митрополит Карловацкий Иоанн (Джорджевич). В XV–XVI вв. в келье в Белае переписывал и иллюстрировал кодексы монах Никандр. В библиотеке хранятся 17 книг, напечатанных в XV–XVI вв. в первых сербских типографиях в Цетине, Венеции, Белграде и Шкодере, среди них – Псалтирь, Октоих и Триодь Цветная 1494 г., Минея Праздничная 1536–1538 гг., Белградское Евангелие-тетр 1552 г. Дечанские иеродиакон Моисей и иеромонах Савва работали в типографии Божидара Вуковича в Венеции и принесли в Дечаны напечатанные ими книги. В 1745 г. иконописец Георгий Стоянович нарисовал панорамный вид монастыря, позднее выгравированный в Вене. В Дечанах хранятся гравировальная доска и оригинальный оттиск с изображением монастыря середины XVIII в., в углах листа размещены композиция «Сошествие Святого Духа», изображения св. Стефана Дечанского и патриарха Арсения IV, позднее подобные гравюры печатались для паломников.



 
PR-CY.ru