ДЕМЕСТВО - Страница 2

Поголосные записи песнопений «Радуйся, радуйся, Царице», «Светися, светися, новый Иерусалиме» выполнены почерком, отличным от предыдущих записей этой рукописи. Исследователи полагают, что писавший их не знал казанской нотации и воспроизвёл более раннюю форму фиксации многоголосия. Партия демества, как и в ранее рассмотренных случаях, выписана первой. В задостойниках Пятидесятницы сопровождающей партией является «низ». В четырёхголосном пасхальном задостойнике сопутствующие партии изложены без учёта высотного уровня их звучания: низ, верх, путь. В источниках рубежа XVI и XVII вв. наряду с термином «демество» начал использоваться термин «демеством» (последний наиболее показателен для рукописного наследия государевых певчих дьяков). В певческих книгах, отдельных песнопениях этого фонда партия демества встречается как в одиночных записях, так и в сопровождении остальных партий многоголосия, излагаемых последовательно друг за другом. Отмеченная ранее тенденция фиксации демества первой в ряду других партий прослеживается и здесь. В записях использована казанская нотация, знаки которой изредка снабжены указательными и степенными пометами. Наиболее ранние образцы помет датируются первыми годами XVII в., что значительно опережает время их использования в знаменной нотации и позволяет исследователям предполагать, что сама идея упорядочения звуковысотности возникла в рамках новой для Руси многоголосной культуры пения. От начала и до третьей четверти XVII в. включительно запись многоголосного демественного пения не претерпевает существенных изменений. Преобладающей в это время является поголосная форма изложения. Обычно насчитывается три-четыре партии, реже встречаются образцы двухголосия. Во всех случаях в качестве обязательной выписывается партия демества. В записях используется казанская нотация. Исследователи говорят, что крайне редко в указанный период можно встретить демественное многоголосие, фиксируемое средствами знаменной нотации. В качестве примера называют задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иеросалиме» из знаменной рукописи третьей четверти XVII в. (Российская государственная библиотека; на л. 167 помещено песнопение в записи дробным столповым знаменем; заголовок «Демественная болшая к низоу» определяет, что перед нами партия демества из многоголосного песнопения). Только в 1670 гг. в демественном многоголосии начал использоваться партитурный принцип записи, хотя в строчном пении он был известен уже с 1620 гг. Количество голосов в демественных партитурах колеблется от двух до четырёх, численно преобладают трёхголосные записи. Исследователи сообщают, что партия демества в партитурах не имеет постоянного местоположения; она может быть ближайшей к тексту или отделена от него двумя-тремя строками. Большинство записей этого времени снабжено указательными и степенными пометами, хотя исследователи встречают и беспометные списки. По их мнению, последний вид нотации характерен для поголосных записей, которые продолжают использоваться, несмотря на появление более удобной партитурной формы изложения. На рубеже XVII и XVIII вв. многоголосные песнопения заканчивают историю своего бытования. Однако партия демества была сохранена и стала функционировать как монодийный распев, зафиксированный в многочисленных старообрядческих Демественниках.



 
PR-CY.ru