Словарь по христианству Д ДЕМЕСТВО

ДЕМЕСТВО

ДЕМЕСТВО – основная партия многоголосного демественного пения, которая характеризуется насыщенностью и подвижностью ритмического склада, частым использованием синкопированных и пунктирных ритмических оборотов, широко развитой внутрислоговой распевностью, наличием словообрывов и повторов слогов, внетекстовых вставок (аненаек, хабув). В многоголосии демество является самой сложной по мелодическому и ритмическому рисунку партией, характеризующейся наиболее широким диапазоном. Мелодия демества, развиваясь, прихотливо вторгается в высотные зоны партий верха и пути, опевает их, сообщая звучанию особую узорчатость и красоту. Демество известно в нескольких формах записи. Наиболее ранними следует признать нотированные столповым дробным знаменем, а также ненотированные тексты в составе знаменных рукописей рубежа XV и XVI вв., сопровождаемые ремаркой «демество» и производными от неё краткими формами – «демс», «демес». Указание может быть либо одиночным, либо приведённым в ряду терминов многоголосия: «верх», «пут», «низ». В ранний период ремарка «демество» чаще встречается с одним из терминов многоголосия или со всей их совокупностью, реже – одиночно. Это позволяет исследователям предполагать изначально многоголосную природу демественного пения. В рукописях первой половины XVI в. термин «демество» встречается преимущественно с полными текстами песнопений, в то время как другие многоголосные термины чаще сопровождают весьма краткие фрагменты текста (синтагма, слово, часть слова). По мнению исследователей, отмеченное явление может свидетельствовать о том, что, в первую очередь, была зафиксирована основная, стилистически определяющая партия многоголосия – демество. Её запись столповым дробным знаменем или отсутствие таковой свидетельствуют о начальном этапе становления многоголосия. Появление новой формы записи демество связано с изобретением в 1560–1570 гг. казанской нотации, которой стали записывать песнопения демественного и путевого стилей пения. С этого времени связь демества с многоголосием становится очевидной благодаря наличию записей, излагающих один и тот же текст два, три, четыре раза, т.е. поголосно. Повторение текста зачастую сопровождается ремарками, определяющими ту или иную партию многоголосия. Обычно первой излагается партия демества – этим подчёркивается её основополагающее значение. Порядок записи других партий многоголосия произвольный и меняется от источника к источнику. Так, в рукописи 1560–1570 гг. четырёхголосная «Вечная память» Сергию Радонежскому записана последованием партий с указаниями: «демс», «пут», «верх», «низ». В трёхголосном многолетии начала XVII в. партии изложены в следующем порядке: демество, низ, путь. В Демественнике начала XVII в. после демества следуют партии низа, верха и пути. Таким образом, во всех случаях порядок изложения партий не соответствует высотным параметрам их звучания. Исследователи говорят, что аналогичное явление наблюдается и в записях демественного многоголосия по партиям, которое появилось в последней четверти XVII в. и свидетельствует о линеарной природе раннего русского многоголосия. В отдельных рукописях конца XVI в. они встречают поголосное изложение партий демественного многоголосия дробным столповым знаменем. Для указанного времени, после появления казанской нотации, такая запись им представляется устаревшей.

 



 
PR-CY.ru