Словарь по христианству Д ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ

ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ

ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ, другие названия – новокадильники, кадильники, лысеновщина – согласие старообрядцев-беглопоповцев, основанное Александром диаконом, который перешёл из православия в старообрядчество в скитах на Керженце и возглавил в 1709 г. керженский Лаврентьевский скит. Его единомышленником и отчасти предшественником был Тимофей Матвеев Лысенин. Основные положения учения дьяконовцев оформились и получили письменную фиксацию в трудах Т.М. Лысенина, который называл их «книги» или «собрания» и относил составление к 1706–1713 гг. Т.М. Лысенин доказывал, что четырёхконечный крест достоин почитания наряду с восьмиконечным (это мнение противоречило представлениям всех других течений в старообрядчестве), из чего следовало, что священнослужитель при каждении, которое в соответствии с Типиконом совершается крестообразно, должен единожды начертывать кацеей или кадилом горизонтальную линию (в образ перекладины креста), а не дважды, как делали многие на Керженце (таким образом, каждение у дьяконовцев было, как писали их оппоненты, «двукратным»: с одним вертикальным и одним горизонтальным движениями; придерживавшиеся другой практики кадили «трёхкратно»: с одним вертикальным и двумя горизонтальными движениями). Особенностью учения Дьяконова согласия, также сформулированной Т.М. Лысениным, было представление о спасительности Исусовой молитвы в новой редакции: со словами «Боже наш» (вместо слов «Сыне Божий», как принято у старообрядцев). Организационно Дьяконово согласие сложилось в результате споров, шедших в начале XVIII в. на Керженце. В 1708 г. Т.М. Лысенин вместе с диаконом Александром и другими керженскими старцами на одном из Соборов выступил против писем протопопа Аввакума, содержавших ошибочные догматические мнения (см. Аввакумовщина). В 1708–1710 гг. на керженских соборах выяснилось, что в скитах нет единства и по вопросу о чине приёма присоединявшихся к старообрядчеству священников («беглых попов»). Дьяконовцы настаивали на третьем чине (через отречение от ересей), в то время как во многих скитах принимали переходивших к ним священников вторым чином (через миропомазание). В связи с нарастанием противоречий противники Дьяконова согласия направили на Ветку главе местных старообрядцев иеромонаху Феодосию несколько жалоб, в которых, в частности, писали, что дьяконовцы (диакон Александр, Т.М. Лысенин и священник Димитрий) «начаша сами собою, без совету прочих, вново кадити двократно» и, «сложа крест во образ двудревнаго, нарицают четвероконечным, и знамением Христовым, и самым крестом, истинным и животворящим». Диакон Александр и священник Димитрий повезли на Ветку своё объяснение. В 1710 г. Феодосий, озабоченный разногласиями, собрал в ветковском Покровском монастыре Собор, на котором диакон Александр обещал отказаться от ошибочных воззрений. Феодосий написал послание в нижегородские скиты, в котором призвал к признанию только восьмиконечного креста, каждение дьяконовцев он объявил уставным, но предлагал от него отказаться ради церковного мира.

 



 
PR-CY.ru