Словарь по христианству Д ДОРНЕР Исаак Август

ДОРНЕР Исаак Август

ДОРНЕР Исаак Август (1809–1884 гг.) – немецкий протестантский теолог, представитель теологии опосредования. Родился в семье пастора. С 14 лет учился в монастырской школе в Маульбронне. С 1829 г. в университете Тюбингена изучал теологию и философию. Под руководством Кристофа фон Шмида (автор «Библейской теологии Нового Завета» и оппонент Фердинанда Кристиана Баура) И.А. Дорнер написал «Историю развития доктрины о личности Христа». Первая часть работы была опубликована в 1835 г., одновременно с этим Давид Фридрих Штарус издал «Жизнь Иисуса». Во время учёбы в университете И.А. Дорнер работал помощником отца. В 1832–1834 гг. ездил учиться в Англию и Шотландию. В 1837 г. И.А. Дорнер получил степень экстраординарного профессора теологии; в 1843 г. был приглашён в Кёнигсберг (ныне Калининград) на должность профессора теологии. В 1847 г. – профессор в Бонне, в 1853 г. – в Гёттингене, в 1862–1883 гг. – в Берлине (где стал преемником К.И. Ницша) и член Высшего евангелического церковного совета; в 1873 г. принял участие в конференции Евангелического альянса в Нью-Йорке. И.А. Дорнер – автор работ по истории христологии. В обзоре по истории развития христологии («Entwicklungsgeschichte der Lehre von d. Person Christi von den ältesten Zeiten bis auf die neueste») выделил три основных периода: период до второго Вселенского собора (381 г.), когда было разработано учение о Личном (Ипостасном) единстве Божественной и человеческой природы во Христе; во второй период особо подчёркивалась Его Божественная природа (в ущерб человеческой; до 1700 г.), а с 1800 г. акцент делался на человеческой природе; в XIX в. (третий период) разрабатывался синтез предшествующих тенденций. Основания христологии этого периода были заложены философией Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фридриха Эрнста Даниэля Шлейермахера, что дало, с точки зрения И.А. Дорнера, возможность исследователям не только говорить о Боге и человеке как о находящихся в определённом отношении друг к другу, но и учитывать при этом аспект личного роста и становления. Подводя итог развития протестантской христологии XIX в., И.А. Дорнер отмечал, что практически никто из известных теологов этого времени не отрицает человеческую личность Христа и Его безгрешность. Однако споры по вопросу, является ли безгрешность и совершенство Христа результатом собственного свободного выбора, или Он владел каким-то сущностным качеством, которое делало невозможным совершение Им греха, не завершились. Решение этой проблемы И.А. Дорнер предлагал в учении о единстве в становлении. Для него единство двух природ во Христе является процессом становления. По мнению И.А. Дорнера, необходимо согласиться с тем, «что... Логос ограничил Себя для Своего бытия и действия в этом человеке, пока он возрастал. Поэтому, Божество, Которое... не было ещё принято полностью, связанное с фактом человечества, подверженного истинному становлению..., не стало Человеком с самого начала... Логос наложил ограничение на Своё само-сообщение (Selbstvermittlung), пока способность человека к восприятию не достигла более полного развития; при этом каждая стадия жизни Христа была богочеловеческой: во Христе не было ничего человеческого, что не было бы принято Логосом и что не приняло бы Логос, как этого требовало и допускало богочеловеческое совершенство на каждой ступени».

 



 
PR-CY.ru