Словарь по христианству Д ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ созывались в VI–VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Двинских соборов имели важное значение для определения позиции Армянской церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Двинских соборах, как и в других Соборах Армянской церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти. Собор 505–506 гг. был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности, отношения Армянской церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской церквей. Из принятых Собором документов сохранилось первое «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение епископа Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, епископ Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская церковь отрицает и анафематствует учение Константинопольского патриарха Нестория. Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в котором опровергались решения четвёртого Вселенского собора (451 г.) и томос Римского папы Льва Великого. Таким образом, в христологических спорах Армянская церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение православной церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской церкви среди Восточных христианских церквей в начала VI в. К середине VI в. Армянская церковь тесно соприкасалась с развивавшимися в Месопотамии (в составе персидской державы Сасанидов) общинами монофизитов, которые придерживались учения Галикарнасского епископа Юлиана о нетленности тела Христова во время Его земной жизни (афтартодокетизм). Отлучённые от общения с главным течением монофизитства – последователями Севира Антиохийского, юлианисты искали покровительства у Армянского католикоса Нерсеса II Багревандци (548–557 гг.). Он поставил им епископа, сирийца Абдишо, и созвал в Двине Собор, который открылся 29 марта 554 г., в Вербное воскресенье. При рассмотрении догматических вопросов Собор вновь подтвердил признание единой богочеловеческой природы Христа; были осуждены Евтихий, Несторий, Антиохийский патриарх Севир за учение о тленности тела Христова до Воскресения, «Три главы» (осуждённые на пятом Вселенском соборе в Константинополе в 553 г.), а также томос папы Льва I Великого и Халкидонский собор.

 



 
PR-CY.ru