ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ - Страница 2

Собор вынес определение отмечать Рождество Христово и Богоявление 6 января, как принято было у армян с апостольских времён, постановил петь Трисвятое со словами «распныйся за ны», а также положил начало новому армянскому летосчислению (началом первого года было объявлено 11 июля 552 г. н.э.). Собор принял «Соглашение о единодушии страны Армянской», в котором упоминалось только три Вселенских собора (325, 381 и 431 гг.), анафематствовались несториане, паликиане (последователи учения Павла Самосатского) и мессалиане. Было утверждено 37 правил католикоса Нерсеса и епископа Нершапуха Мамиконяна, включённых в «Армянскую книгу канонов». В них говорится о церковных наказаниях – покаянии, лишении сана, анафеме (не упоминаются телесные наказания и денежные штрафы). Первое и второе правила запрещают приходским священникам уносить домой из церкви хлеб, вино и другие приношения прихожан; третье правило запрещает священникам пускать в рост свои доходы или тратить их на развлечения; правило 16 не разрешает женщинам стоять рядом со священником и прислуживать ему во время крещения; правило 17 запрещает диаконам совершать обряд крещения. Согласно правилу 19, священник, нарушивший тайну исповеди, лишается сана и священнического наследования. Правило 24 запрещает вступать в брак несовершеннолетним (возраст не указан), а совершеннолетним вступление в брак дозволяется только при обоюдном согласии; правило 26 запрещает давать приют еретикам. Собор 609–610 гг. был созван при католикосе Аврааме I Албатанеци и князе Смбате Багратуни по вопросу об отношениях Армянской и Грузинской церквей, между которыми фактически произошёл разрыв, несмотря на интенсивную предварительную переписку католикоса Авраама I с Грузинским католикосом Кирионом I и грузинскими епископами. Собор объявил Кириона I и его приверженцев халкидонитами, которые откололись от своих единоверцев. Постановления Собора нашли отражение в «Окружном послании» Авраама I, где он осудил Кириона I, призвал прервать общение с Грузинской церковью и не входить в грузинские храмы. Грузин лишили права причащаться в армянских храмах. Было установлено девять разрядов духовенства для Армянской, Албанской и Сюнийской церквей; сан предстоятеля Армянской церкви приравнивался к патриарху, Алуанской – к архиепископу, Сюнийской – к митрополиту. Собор 645 г. был созван при католикосе Нерсесе III Таеци из 17 епископов при участии многих нахараров и азатов. Было выработано 12 правил, вошедших в «Армянскую книгу канонов» как «Правила святого Двинского Собора». Некоторые из этих правил, подобно правилам Шахапиванского собора, предусматривают телесные наказания и штрафы за определённые преступления. Четвёртое правило даёт право настоятелям монастырей и епископам взимать штрафы с преступников в пользу больниц, школ, приютов для нищих, однако строго запрещает применять при этом насилие; пятое правило запрещает священникам передел приходов, т е. передачу части имений от одних храмов другим; восьмое правило предписывает передачу священнического сана и церковного имения по наследству (впоследствии это правило было отменено как не соответствующее духу Евангелия); правила 9–12 запрещают ишханам (князьям) и азатам претендовать на доходы церквей и духовенства, облагать их налогами, проживать и останавливаться на ночлег в монастырях, изменять состав братии; кроме того, предписывают ишханам выделять средства на богадельни и приюты.

 



 
PR-CY.ru