«ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК», - Страница 2

В сборнике преобладают неканонические памятники: апокрифы (в основном, пророчества: «Видение пророка Даниила» и «Слово Ипполита Римского на толкование Даниила», «Слово Оупатиа Ефесского о скончании века сего», «Пророческое сказание Пандеха», «Откровение Мефодия Патарского», «Откровение Варуха», цикл сказаний о крестном древе, сказание о 12 пятницах, «Видение пророка Исаии», «Беседа трёх святителей»), различного рода прогностики и гадательные тексты (несколько вариантов «Колядника», «Громника», «Лунника», «Зодейник» и «Число псалтырное» – собрание ответов для гадания по Псалтири с указанием номеров псалмов), молитвы-обереги от дьявола и злого духа (в том числе приписанные святым Сисинию и архиепископу Николаю Мирликийскому), от сердечной болезни и укуса бешеного пса. Наряду с этим в «Сборнике попа Драголя» представлены произведения против еретиков (анонимная переделка антибогумильской «Беседы» Козьмы Пресвитера), отдельные главы из «Златоструя», «Лествицы» Иоанна Синайского, сочинений Максима Исповедника, Житие Констанцского епископа Нифонта, «Чудо великомученика Георгия о змие», анонимные поучения духовно-нравственного характера, подборки епитимийно-канонических правил, вопросы-ответы и др. Наиболее поздний текст в «Сборнике попа Драголя», определяющий terminus ante quem в его датировке, – «Сказание Пандеха», относится исследователями к 1259 г. Сборник содержит ряд текстов (переводных и оригинальных) либо древнерусского происхождения, либо испытавших древнерусское влияние (в большинстве случаев представляющие древнейшие списки памятников), что делает этот кодекс своеобразной антологией текстов «первого восточнославянского влияния». К их числу относятся «Притча о белоризце» Туровского епископа Кирилла, моностихи («разумы») Менандра, «Откровение Мефодия Патарского», апокрифический цикл сказаний о крестном древе. Большинство текстов «Сборника попа Драголя» было исследовано и опубликовано до пропажи рукописи в 1915 г.



 
PR-CY.ru