БЕСПЛОДИЕ - Страница 2

Тем самым утверждается необязательность потомства для добродетельной жизни. В очах Божьих физическая плодовитость не главное, что определяет достоинство человека. О неплотском понимании бесплодия идёт речь в Книгах премудрости: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых» (Сир. 16:3–4); «Блаженна неплодная, неосквернившаяся... Она получит плод при воздаянии святых душ. Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукой... Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна» (Прем. 3:13 сл.; 4:1). Новый Завет совершенно исключает прежнее понимание бесплодия: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: апостол Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор. 7:26), т.е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт. 2:18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, Новый Завет признаёт брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8–9). Дети, рождённые в христианском браке, – «святы» (1 Кор. 7:14). Новый Завет приносит различные понимания бесплодия в переносном смысле, которые составили богатую традицию в христианстве: «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10; Лк. 3:9), «всякое дерево познаётся по плоду своему» (Мф. 7:17–19; Лк. 6:43–44). Бесплодие Елисаветы, родственницы Пресвятой Богородицы (Лк. 1:5–7, 25), и её поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божьей. Евангельские притчи о Царстве Божьем также иносказательно говорят о плодоношении и бесплодии (Мф. 13:2–52; Лк. 13:18–19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить ещё на год бесплодную смоковницу, «не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13:9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:1–2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19). По мнению большинства христианских толкователей, бесплодие смоковницы является указанием на бесплодие синагоги и живущих по делам Закона. По словам Августина Блаженного, и церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется бо́льшим числом сынов, чем известная синагога».



 
PR-CY.ru