Словарь по христианству Б БЕСПЛОДИЕ

БЕСПЛОДИЕ

БЕСПЛОДИЕ (лишённость способности приносить плод) – в Священном Писании употребляется как в прямом, так и в переносном значении. Принесение плода – наивысшая степень развития органических существ, плод является осуществлением способности воспроизводства жизни. Эта способность дарована Богом в творении (Быт. 1:11) по благодати и милости Божьей (Втор. 7:13; 28:4; Пс. 126:3). Чадородие в ветхозаветном сознании соответствовало Божьему обетованию Аврааму о бесчисленном потомстве – народе израильском (Быт. 13:16), поэтому бесплодие воспринималось как препятствие к осуществлению этого замысла Божия, как безусловное зло и постыдное наказание (Быт. 30:2; 1 Цар. 1:1 сл. и др.). В этой связи понятны сетования Авраама (Быт. 15:2 cл.), а также горестные слова Рахили, обращённые к мужу: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30:1). Сара (Быт. 16:2), так же, как и её невестка Рахиль, следуя обычаю, восходящему к своду законов Хаммураппи, даёт мужу одну из своих служанок, чтобы та «родила на колени» её (Быт. 30:1–8). Так же поступила и Лия, жена Иакова, когда она временно перестала рожать (Быт. 30:9–13). Человеческие уловки преодоления бесплодия имели целью передать приёмным сыновьям те же права, какие принадлежат непосредственным потомкам, однако в полной мере победить бесплодие может только один Бог (Быт. 29:31; 30:22; Исх. 23:26; Втор. 7:14). Только Господь, зная «отчаяние бесплодия», избавляет от него таких праведников, как Иоаким и Анна, родителей Пресвятой Богородицы. Смысл бесплодия постепенно приоткрывался в Ветхом Завете. Подробное изложение обстоятельств бесплодия Сары и рождения Исаака показывало, что человек Ветхого Завета воспринимал Бога не в качестве безличной Силы или Закона, а как Личность, взаимоотношения с которой могут быть только на основе надежды и веры. Истолковывая эти события, апостол Павел говорит, что Бог через бесплодие устанавливает личностно-благодатные, а не природно-законные взаимоотношения с людьми (Рим. 4:18–24). Человек должен признать своё бессилие и с верой исповедать, что только Бог – источник всякого блага. Это признаёт Анна, освободившись от бесплодия (1 Цар. 2:1–11): «...Бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1 Цар. 2:5; ср.: Пс. 112:9). Бездетность пророка Иеремии становится символом бесплодия народа, погрязшего в грехе (Иер. 16); возвращение милости Божьей к народу израильскому, который принёс покаяние в Вавилонском плену, пророк Исаия передаёт словами: «Возвеселись, неплодная, нерождающая..., потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь» (Ис. 54:1). В послепленный период постепенно признаётся ценность плодовитости иной, чем плотская. Если установления Закона по существу исключали евнухов из состава народа, приравнивая их к незаконнорождённым и язычникам (Втор. 23:1–3), то впоследствии появляется иное понимание: «...Господь так говорит об евнухах: которые… крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис. 56:4–5).

 



 
PR-CY.ru