Словарь по христианству Б БХАКТИ

БХАКТИ

БХАКТИ (причастность, преданность, любовь к богу) – одно из важных понятий индуизма, обозначающее преданность и любовь адепта (бхакта) к личному божеству; в более широком смысле – эмоционально-эстетическое и мистико-аскетическое служение одному богу. Впервые бхакти встречается в «Бхагавадгите», где бхакти-марга (путь любви) назван одним из основных путей освобождения (мокши) наряду с джняна-маргой и карма-маргой. Выдающийся представитель адвайта-веданты Шанкара ставил бхакти-маргу гораздо ниже джняна-марги (пути высшего знания и мистического созерцания), т.к. первый путь, связанный с личным богом и сохраняющий двойственность, с его точки зрения, целиком принадлежит иллюзорному миру (майе); второй путь избавляет от иллюзорности, рассеивает авидью (неведение) и проясняет подлинную реальность чистого, недвойственного и безличного абсолюта Атмана-Брахмана. Полемизирующий с Шанкарой Рамануджа, основатель вишишта-адвайта-веданты, считает бхакти главным путём к мокше, поскольку он реально (а не иллюзорно) выводит адепта из сансары (цепочки бесконечных перерождений), ликвидирует авидью и через общение бхакта с личным богом (культовым вариантом аватары) возносит человека к богу-создателю Ишваре, который тождествен безличному Брахману. Рамануджа утверждает также истинную реальность божества, как личного, так и безличного, которое ставит выше первого. В XIII–XVI вв. бхакти широко распространилось в Индии в виде «движений бхакти», принимавших часто межкастовый или межконфессиональный характер (в том числе породивших сикхизм). К «движениям бхакти» относятся: ниргун-бхакти («бескачественное», в основном, межконфессиональное) и сагун-бхакти («определённого качества», или конфессиональное, т.е. индуистское). Сагун-бхакти, в свою очередь, имеет различные направления, в том числе кришнаитское и рамаитское. К ниргун-бхакти принадлежат поэты-мистики (санты), по духу близкие суфиям, их творчество частично вошло в священную книгу сикхов «Ади грантх». Один из сантов, легендарный Кабир (около 1440–1518 гг.), призывал преодолеть индуистско-мусульманские различия и почитать единого высшего и, в конечном счёте, безличного бога, не требующего никакого внешнего культа, а только аскетического подвига и горячей сердечной любви, в которой растворяется адепт. При обращении к богу Кабир намеренно использует как индуистские имена (Ниргун, Атма, Анант, Рам и т.д.), так и мусульманские (Аллах, Карим, Эмир и т.д.).

 



 
PR-CY.ru