Словарь по христианству Б БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ

БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ

БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ, Беат Льебанский (около 730 – после 798 гг.) – священник, церковный писатель. Был монахом бенедиктинского монастыря св. Мартина Турского (Сан-Мартин-де-Турьено, позднее стал называться Санто-Торибио-де-Льебана, Кантабрия, Северная Испания), там был рукоположён во священника. Сведения из его Жития о том, что он был духовником Адозинды, вдовы короля Астурии Сило (774–783 гг.), не подтверждаются. В сочинении Беата Лиебанского есть упоминание о том, что он лишь присутствовал на церемонии её пострига в монахини (ноябрь 785 г.). Исследователи предполагают, что в то же время он стал аббатом монастыря св. Мартина, о чём есть упоминание в письме Алкуина от 786 г. Беат Лиебанский одним из первых в 784 г. выступил против адопцианского учения архиепископа Элипанда Толедского, который, в свою очередь, в послании 785 г. подверг резкой критике лиебанского пресвитера. Защищаясь от нападок архиепископа, Беат Лиебанский вместе со своим учеником, титулярным епископом Этерием Оксоменским, написал в 786 г. в форме полемического письма сочинение в двух частях под названием «Книга против Элипанда, или Об усыновлении Христа, Сына Божия». В этом произведении Беат Лиебанский демонстрирует не только красноречие и знание Священного Писания, но и развивает новый, диалектический метод богословия. Элипанд называл его «учителем Алкуина», Алкуин характеризовал лиебанского пресвитера как «мужа учёного, святого как жизнью, так и именем». В письме от 798 г., ставшем последним свидетельством о жизни Беата Лиебанского, он высоко оценил борьбу Беата Лиебанского за католическую веру. Основным сочинение Беата Лиебанского является «Толкование на Апокалипсис», которое он посвятил Этерию Оксоменскому (первая редакция – 776 г., вторая – 784 г., третья – 786 г.). «Толкование» состоит из 12 книг, каждая из них подразделяется на историю (storia) и толкование (explanatio). Сочинение Беата Лиебанского написано в форме катен и показывает большую начитанность автора в святоотеческой латинской литературе предшествующего периода. Он активно использует толкования на Апокалипсис Патавского епископа Викторина, сочинение которого было ему известно в полном виде, а не в переработке Иеронима, труды Иеронима Стридонского, епископа города Пакс-Юлия Апрингия, Примасия, Псевдо-Исидора Севильского. Кроме того, именно благодаря труду Беата Лиебанского сохранились фрагменты некогда объёмного толкования на Апокалипсис донатиста Тикония Африканца. Из прочих авторов, дававших толкования лишь на отдельные части Откровения апостола Иоанна Богослова, Беат Лиебанский использует сочинения Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, папы Римского Григория I Великого (Двоеслова), Фульгенция из Руспе, Эльвирского епископа Григория, Иринея Лионского. Компилятивный характер «Толкования» не даёт исследователям возможности определить богословские взгляды самого Беата Лиебанского, однако они отмечают, что ему свойственны напряжённое эсхатологическое ожидание и уверенность в близком конце света. С точки зрения Беата Лиебанского, Апокалипсис следует рассматривать как мистическую историю церкви. Конец шестого дня, который будет ознаменован гонением на церковь и уменьшением числа верующих, Беат Лиебанский соотносит со своим временем, ожидая скорого конца мира, который, по его мнению, должен был наступить в 800 г.

 



 
PR-CY.ru