БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ – рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднство и отдание (соответственно 25, 24 и 26 марта ст. ст.) при их совпадениях с различными днями Великого поста, Страстной и Светлой седмиц. Поскольку первый день годового подвижного круга, на который может попасть праздник Благовещения, – это четверг третьей седмицы поста, а последний – среда Светлой седмицы, благовещенские главы посвящены совпадениям благовещенского цикла с днями внутри этого периода. Устав благовещенской службы начинается во всех Типиконах с наиболее общего случая, когда праздник выпадает на седмичный день Великого поста. Далее следуют рубрики о совпадениях с особыми днями великопостного и пасхального периодов. Так, уже в Типиконе Великой церкви, описывающем кафедральное богослужение Константинополя IX–X вв., после изложения порядка службы в будний день поста приведены рубрики о совпадении Благовещения с Неделей ваий, Великими четвергом, пятницей и субботой, с неделей Пасхи, с понедельником и прочими днями Светлой седмицы. Но всё же о наличии благовещенских глав в строгом смысле слова исследователи говорят только по отношению к монастырским по происхождению Студийскому и Иерусалимскому уставам. Во всех основных редакциях Студийского устава – таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает константинопольскую студийскую практику первой половины XI в.; это – наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до конца XIV в.), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного константинопольского монашества последней трети XI в.), Мессинский Типикон (отражает южноитальянскую (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.), – благовещенские главы находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днём в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них благовещенские главы заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т.е. комментарием к самим благовещенским главам) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду.

 



 
PR-CY.ru