БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ - Страница 2

В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают некоторые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии. К Мессинскому Типикону близки благовещенские главы в Типиконе Георгия Мтацминдели (отражает афонскую практику середины XI в.), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитальянскую (точнее, отрантскую) практику XII в.) и в Типиконе монастыря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитальянских Типиконов (в последних двух Типиконах благовещенские главы помещены не в месяцесловной, а в триодной части). В Иерусалимском уставе, который с XIII в. (на Руси с конца XIV в.) был постепенно принят всеми православными поместными церквами, благовещенские главы, по мнению исследователей, несомненно, студийского происхождения. С течением времени благовещенские главы в иерусалимских Типиконах постепенно усложнились за счёт добавления новых глав о совпадении Благовещения с субботой Акафиста, третьей, четвёртой, пятой неделями Великого поста и др., а также особых глав о его предпразднстве и отдании и достигли своего современного состояния в печатных изданиях. Несмотря на то, что в редакциях Иерусалимского устава указания о службах благовещенского цикла могут не совпадать друг с другом, по сравнению со студийскими памятниками эти различия, как правило, незначительны. В древнейших списках Иерусалимского устава благовещенские главы по виду и объёму ещё очень близки к студийским и находятся в месяцесловной части Типикона. В рукописях XIII–XIV вв. они дополняются приписками на полях и значительно разрастаются; в рукописях конца XIII – XVI вв. все замечания о совпадении неподвижных праздников с днями седмичного и годового подвижного циклов, как правило, собраны в один отдел, разделены на главы и надписаны именем Марка, епископа Отрантского; чаще всего встречается набор из 95 глав. Возможно и дублирование богослужебных предписаний в разных отделах Типикона (см., например, греческое венецианское издание 1577 г. и первопечатное московское издание 1610 г., где Благовещенские главы приведены как в месяцеслове, так (более кратко) и среди Марковых глав). Печатные греческие Типиконы XVI в. и московские издания Устава 1610 и 1633 гг. включают благовещенские главы в состав Марковых глав; последующие русские издания Типикона распределяют Марковы главы (в том числе благовещенские главы) по числам месяцесловной части.

 



 
PR-CY.ru