Словарь по христианству Б БЕСТИАРИЙ

БЕСТИАРИЙ

БЕСТИАРИЙ – средневековый жанр литературы, трактат о реальных и фантастических животных и их символическом (религиозном и морально-нравственном) значении, сформировавшийся в западноевропейской книжности в XII–XIII вв. и ставший одним из наиболее популярных жанров «естественнонаучных» описаний. В настоящее время в научный оборот введено около 500 списков бестиариев, большинство из которых представляют собой иллюминированные рукописи. В средневековой славянской книжности жанр бестиариев не нашёл широкого распространения (исключение составляет близкое по структуре к бестиариям «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита, XVI в.; русские списки в переводе с греческого известны с XVII в.). Основным источником бестиариев является греческий «Физиолог» (II–III вв., Александрия; наиболее ранний сохранившийся список относится к IX в.) – произведение, сочетающее описание природных объектов с символическим толкованием их свойств в духе христианского вероучения (около 50 глав). Латинские версии «Физиолога» со временем были расширены за счёт включения материалов из других источников – сочинений Василия Великого, Амвросия Медиоланского, «Этимологий» Исидора Севильского, сведений, почерпнутых у античных авторов Плиния и Солина. Таким образом, первоначальный объём памятника увеличился почти вдвое. Название «бестиарий» восходит, как полагают исследователи, к «bestiarum vocabulum» (лат. наименования животных) – началу текста второй части XII книги «Этимологий» Исидора Севильского, посвящённой диким зверям. В основу структуры бестиариев положена средневековая классификация животного мира: дикие звери (bestiae), скот (pecora et jumenta), малые животные (minuta animalia), птицы (aves), рыбы (pisces), гады (reptilia), змеи (serpentes). В отличие от «Физиолога», строго придерживающегося двухчастной схемы сказаний о животных (описание и толкование), главы бестиариев включают этимологические разъяснения названий животных. В трактате нарушается принцип обязательного символического толкования свойств описываемого объекта, во многих главах скомпилированы различные (порой противоречивые) сведения о животных из разных источников. Из символико-толковательного нравоучительного сочинения бестиарий постепенно превращается в свод «естественнонаучной» и занимательной информации, в то же время аллегорический и буквальный смыслы рассказов о животных не находятся в противоречии друг с другом.

 



 
PR-CY.ru